Крымский клуб фантастов
Главная
Авторы
Произведения
Журналы клуба
Книги
Фестиваль
Друзья клуба
Контакты



Главная страница сайта

Владимир Артюхов
(с. Степное, Крым)

САМОзванец или СамоЗВАНЕЦ ?!

 

 

Много есть слов, которые будоражат человеческое воображение. Но, похоже, если взглянуть на мировую историю, то самое великое слово — это ВЛАСТЬ! Ни деньги, ни какие сокровища, ни какие сверхъестественные возможности человека, ни какой Божий дар не может сравниться с этим коротким и ёмким словом. Многие великие диктаторы, не накопившие к концу своей жизни ни копейки, ни за что бы не променяли все богатства мира на эту самую власть. Власть разная бывает. Когда дьявол предложил Христу, возведя его на высокую гору, все богатства мира Он отказался, предпочтя всему этому власть духовную над этим самым миром. Люди разными путями приходили к власти. Силой, хитростью, умом, деньгами, личной храбростью и т.д.

Но всегда это стремление было чем-то обоснованно. Если взглянуть на историю человечества, то мы увидим, что в абсолютном большинстве случаев власть передавалась по наследству. И это наследование практически всегда подтверждалось волей богов. И всегда, почти до наших дней, это было именно так. Не мог любой человек вот просто так взять и объявить свои права на подчинение себе подобных. Испокон веков люди зависели от сил природы, которыми управляли боги. И люди знали, что боги управляют всем остальным, в том числе и ими, и не могли представить свою жизнь без какого-нибудь посредника между ними и богами. Этими посредниками и были вожди, цари, короли, императоры и другие самодержцы. Выражение «всякая власть от бога» родилось не вчера, а тысячи лет назад. Это сейчас можно прийти к власти через, якобы, выборы, а отсюда и весь беспорядок в современном мире. Утратили мы веру, утратили и возможность получить настоящую власть, законную, освящённую. Исключая наши дни удивительно то, что в мировой истории практически нет случаев, когда кто-либо покусился бы на самодержную власть просто так в своих личных интересах. История таких случаев знает меньше, чем пальцев на одной руке. Несколько лжеПАП, Персия до нашей эры, престольные перевороты не в счёт, там шли разборки внутридинастийные. Наше Отечество в этом отличилось. Самозванцев у нас было много. Конечно, большинство из них было даже не авантюристами, а просто аферистами, которые за стаканчик в кабаке рассказывали о себе невероятные истории, с того и кормились. Можно привести примеры.    

 

Лжецаревич Федор

Называл себя царевичем Федором Федоровичем, сыном царя Федора Иоанновича. О нем упоминает пан Станислав Куровский в своем письме пану Расковскому. На самом деле, видимо, был бродягой или беглым крестьянином.

Почет, конечно же, продолжался недолго. По свидетельству Нового Летописца: «Той же Вор, кой назвался царевичем Дмитрием, того вора Федку, которова привезли казаки с Дону, подо Брянским убил до смерти».   

 

Лжецаревич Август

Настоящее имя неизвестно. Выдавал себя за никогда не существовавшего царевича Августа (или — Ивана-Августа, официально называясь «царевич Август, князь Иван»), «сына» Ивана IV и Анны Колтовской. Происходил, вероятно, из беглых боярских холопов, «поверставшихся» в казаки.

Появился в 1607 году в Астрахани, бывшей во времена Смуты рассадником бунтовских настроений. Считается, что лжецаревич бывал в Москве и имел какое-то представление о местных обычаях и жизни при дворе. Воевода Хворостин признал его, так как вольные казаки составляли в Астрахани мощную военную силу, тем более, что во времена Смуты Астрахань стала центром притяжения, куда постоянно стекались яицкие, донские, волжские, терекские казаки, а также местные татары, имевшие свои счеты к центральному правительству.

Против бунтовщиков направлен был с войском воевода Ф. И. Шереметьев, пытаясь взять город в плотную осаду, он приказал выстроить острог на острове Бальчик в 15 км от города, но в тылу у царского войска 24 мая 1607 года вспыхнуло восстание в Царицыне. Местный воевода был связан и выдан лжецаревичу, которого, по донесению его сына, самозванец немедленно приказал казнить.

 

Лжецаревич Лаврентий

Настоящее имя неизвестно. По происхождению был, вероятно, крестьянином. Выдавал себя за внука Грозного, сына царя Федора. Под его руководством во время астраханского бунта, разношерстная толпа громила торговые лавки. Вместе с «царевичем Иваном Августом» предводительствовал казачьими войсками во время похода к Туле. Вместе с Иваном Августом был доставлен или прибыл по своей воле в тушинский лагерь, вместе с ним был повешен на московской дороге в апреле 1608 года.

 

Осиновик

Происхождение неизвестно, однако, видимо, принадлежал к казакам или «показачившимся» крестьянам. Появился в Астрахани в 1607 или 1608 гг., выдал себя за никогда не существовавшего царевича Ивана от старшего сына Грозного.

 

Лжецаревичи Мартын, Клементий, Семен, Савелий, Василий, Ерошка, Гаврилка

О них практически ничего не известно, кроме имен. Все выдавали себя за «сыновей» царя Федора Иоанновича.

 

Эти ребята даже и близко не тянут на звание даже авантюриста, это были обычные аферисты.

Но появилась глыба в нашей истории под названием ЛЖЕДМИТРИЙ!

Чего только о нём не написано. По Татищеву, Карамзину, Соловьёву и другим русским историкам это был некий Григорий Отрепьев. Для начала примем к сведению их версию.

Итак, что же мы имеем.  

Юрий (в иночестве — Григорий) Отрепьев принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря, величиной в 400 четей (около 40 гектар) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей — Юрия и его младшего брата Василия. Для того, чтобы прокормить семью и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин, а также одного холопа с пищалью з долгою, которого он был обязан полностью снарядить за свой счёт, доходов, вероятно, не хватало, так как Богдан Отрепьев вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина (деда будущего царя Михаила), чье имение находилось тут же по соседству. Погиб он очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова. Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причем успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. Здесь он опять же, показал себя с хорошей стороны и дослужился до высокого положения — что едва не погубило его во время расправы с «романовским кружком» в правлении Бориса Годунова. Спасаясь от смертной казни, в том же монастыре Железный Борк под именем Григория он постригся в монахи. Однако, простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего деда Елизария Замятни поступает в аристократический Чудов монастырь. Грамотного монаха вскоре замечает архимандрит Пафнутий, затем, после того, как Отрепьев составил похвалу московским чудотворцам, он делается «крестовым дьяком» — занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе».

 

Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущий претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл об этом, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь и далее — на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем». Давайте, обратим внимание, какую громадную роль во всём этом играют священники и руководители монастырей. Просто интересно получается, что при явных преступлениях Григория они постоянно его спасают и выручают.

 

Когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия перешёл русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство Бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига Гришка Отрепьев. Григорию была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за Дмитрия — не Отрепьев, а истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах, «старец» Леонид (старцами в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

После убийства Лжедмитрия I правительство Василия IV Шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был Григорий Отрепьев, как к официальной. Такое положение дел сохранялось и при Романовых.

 

Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев — одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н.М. Карамзин. Вместе с тем, например, Н.И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Патриарха Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича.

«Произведем несложный арифметический подсчёт. Отрепьев бежал за рубеж в феврале 1602 года, провёл в Чудове монастыре примерно год, то есть поступил в него в самом начале 1601 года, а надел куколь незадолго до этого, значит, он постригся в 1600 году. Цепь доказательств замкнулась. В самом деле, Борис разгромил бояр Романовых и Черкасских как раз в 1600 году. И вот ещё одно красноречивое совпадение: именно в 1600 году по всей России распространилась молва о чудесном спасении царевича Дмитрия, которая, вероятно, и подсказала Отрепьеву его роль». Обратим внимание на то, что эта весть распространилась очень быстро и не имела различных версий. Она была как бы стандартной. Напрашивается вывод, что это было не спонтанное действие, а скорее — хорошо подготовленная операция агентов влияния и она имела управляющую силу. А вот что это была за сила — это вопрос.

Кто же он такой? Откуда взялся? Ответы на эти вопросы лежат в плоскости версий. Есть среди них даже такая: Лжедмитрия специально подготовили к его роли в среде враждебных Годунову московских бояр. Свой вклад в составление образа Отрепьева внесла и церковь. Патриарх Иов сообщил пастве, что Григорий заворовался, живя у Романовых, и постригся в монахи, спасаясь от смертной казни. Только в царствование Василия Шуйского, а особенно Романовых, Отрепьева перестали изображать беспутным негодяем, увязывая его судьбу с судьбой семейства Романовых, обвиненных в заговоре против царя Бориса.

Воцаряясь, Лжедмитрий сделал Романовых первыми людьми на Руси. Оттуда пошла их династия. В отступление от изложения разных версий хочется обратить внимание на постоянную связь Лжедмитрия и Романовых. Получается так, что он был, как бы призван для того, чтобы привести эту династию к правлению на Руси. И Романовы прекрасно об этом знали. Позже, при Павле I, продолжая читать анафему самозванцу, всё-таки поменяли уничижительное «Гришка Отрепьев» на более уважительное «Григорий». Это тоже о чём-то говорит. Не знаю почему историки до сиих пор не обращали на это внимания. 

Продолжим.

Что же он делал в Киеве? В Печерском монастыре, как и в Чудовом, Отрепьев настаивал, что он — царский сын, и игумен через три недели выставил его за дверь. Так же поступил и князь Константин Острожский, у которого Григорий попытался найти прибежище. Приют для себя до 1603 года он нашел в Гоше, центре арианства — направления в христианстве, считавшегося и католиками и православными еретическим. Там он снял с себя монашескую одежду, стал отправлять арианские обряды и учиться в арианской школе. Отсюда он ездил в Запорожье, где был с честью принят в отряде запорожского старшины Герасима Евангелика, а впоследствии казачий отряд во главе с арианином Яном Бучинским шел в авангарде армии Лжедмитрия. I. Однако переход в арианство нанес ущерб его репутации. Православная церковь заклеймила его как еретика. Тогда он стал искать покровительства у ревностного сторонника православия, одного из богатейших магнатов, князя Адама Вишневецкого, которому, прикинувшись умирающим, открыл свое «царское» происхождение: мол, в детстве, зная о происках Годунова, его подменили на похожего мальчика, которого и зарезали. Опять мы встречаем, что на поверхности этой официальной версии лежит логическое недоразумение. Если уж Лжедмитрий был специально подготовлен врагами России и православной веры, то почему же не ему кто-то предложил сыграть эту роль, а он сам всё сделал для того, чтобы в его версию поверили эти самые враги России (поляки, Ватикан, иезуиты и т.д.).  Уже во время вторжения царь Борис попытался добиться правды у матери Дмитрия: жив ее сын или нет? Но та ответила: «Не знаю!»

Это потом, уже когда Годунов перестал быть царём, она признала Лжедмитрия своим сыном. 

Мать царевича Дмитрия (настоящая мать настоящего царевича) вряд ли могла обманывать. По тем временам царь был помазанником божьим и никем иным! Учитывая глубину веры людей того времени и то, что Мария Нагая (мать Дмитрия) будучи уже много лет монахиней просто не могла соврать, устрашаясь гнева Божьего за ложь, что приравнивалось к смертному греху

Тем временем стали появляться русские люди, признававшие в самозванце мнимо убитого царевича. Поскольку у поляков были территориальные притязания к Годунову, воскресший «царевич» оказался весьма кстати. Это давало ему возможность оказывать давление на русское правительство. В тот период «царевич» завязал близкие отношения с Сандомирским воеводой Юрием Мнишеком, в дочь которого, Марину, был влюблен. Мнишек пообещал выдать за него Марину, но только после того, как тот воцарится в Москве, а заодно передаст ему во владение Новгород и Псков. Он же помог будущему зятю набрать небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединилось 200 запорожских казаков и небольшой отряд донских. Продвигаясь к Москве, к этому войску присоединялось всё больше и больше людей. Многие города, такие как Путивль, Севск, Рыльск и множество других присоединялись к самозванцу, выражая тем самым недовольство центральной властью. И не смотря на несколько поражений от царских войск, Лжедмитрий быстро занял Москву.

Москвичи быстро и сразу поверили, что это настоящий царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Тория об Отрепьеве в Москве не прижилась. Так как многие жители Москвы видели Отрепьева и знали, что ему около 40 лет, в то время как царевичу было не больше 24. так что версия о Гришке Отрепьеве отпадает сама собой. Уж кого-кого, а служивых людей в Москве знали все и по именам, и в лицо, не так уж много их там было. Москвичи и тогда людьми были ушлыми, знали всех и вся. Без этого там трудно было жить. Да и новый царь повёл себя как положено. Для беглого монаха прекрасно знал придворный этикет и все его тонкости да дела начал вершить высокого государственного уровня.

Для нового царя настало время платить по счетам тем, кто помог ему или якобы помог занять престол. Всех репрессированных при Годунове вернули из ссылки, возвратили им имущество. Затем начались очень толковые реформы. Объявлялась свобода торговли, промыслов и ремесел, свобода передвижения. Всем служилым людям вдвое увеличили жалованье, ужесточилось наказание для судей за взятки. Патриарх и архиереи получили постоянные места в Боярской думе. Облегчалось положение крестьян. Очень важными были новые законы о  холопстве.  При  Годунове  человек, запродавший себя в  холопы,  «по  наследству»  вместе  с  прочим  имуществом переходил к  наследникам  своего  хозяина,  мало  того,  все  его  потомство автоматически становилось холопами. Согласно указу Лжедмитрия, эту  практику отменили — со смертью господина  холоп  получал  свободу,  а  запродаться  в «кабалу» мог только сам, его дети оставались свободными.  Кроме  того,  было постановлено, что помещики, не кормившие своих крестьян во время голода,  не смеют более удерживать их на своих землях; а помещик, не  сумевший  изловить своего беглого крепостного в течение пяти лет, теряет на него все права.

Из воспоминаний практически всех, как дружелюбно настроенных к  новому царю, так и заядлых недругов, встает человек, крайне  напоминавший  молодого Петра I: умный,  живой  и  любознательный,   охотно   перенимавший европейские новшества, доступный и  простой  в  обращении,  сплошь  и  рядом ломавший замшелые традиции. Что примечательно, в отличие  от  истеричного  и кровожадного Петра, Лжедмитрий был совершенно не жесток, временами заходя  в доброте чересчур далеко, к своей же невыгоде.

Началось ускоренное производство оружия, и появилась идея покорения Крыма. Но в отношении территориальных уступок Сигизмунду III и даже Мнишеку, а также о переходе в католицизм царь как-то сразу забыл. По официальной версии Лжедмитрий в обмен на Московский престол обещал крупные территориальные уступки Польше и Римскому Папе: через иезуитов перевести Русь в католичество. По этой же официальной версии он был для этого и подготовлен. Но не таковы русские люди! Это они нас думали наколоть. Наивные! Куда сунулись? И это не в первый раз. Вспомним хотя бы как Европа и Ватикан готовили хана  Мамая для окончательного разорения возрождавшейся Руси, и чем это закончилось на Куликовом поле. И сейчас у нас нашлись здоровые силы, которые попытались, используя поддержку Европы продолжить 700-летнее правление династии Рюриковичей, сохранить преемственность поколений и традиций Руси, а также старой веры. Лжедмитрий и был орудием в руках Хранителей Руси. И деятельность Лжедмитрия об этом говорит и очень наглядно. Эти силы ещё тогда хотели вывести Русь в европейские лидеры. В конце-концов, именно на личной печати Лжедмитрия появилось слово «ИМПЕРАТОР». А ведь во всей Европе в это время титул императора носил только монарх Римской империи. На этот титул даже не пытались претендовать монархи Англии, Франции, Испании и других великих европейских держав. Многие тогда отмечали, что Лжедмитрий совершенно не жесток, временами даже слишком добр. Так что знаменитый европейский гуманизм тоже у нас зарождался. К сожалению, гуманисты на русском престоле не выживали никогда.

 

Отдельного разговора заслуживает женитьба Лжедмитрия на  Марине Мнишек, что с моей точки зрения лишний раз подтверждает, что Лжедмитрий ни какой не авантюрист, а человек очень даже не простой. Дама голубых кровей воспитанная в полнейшем презрении к «хлопам» и схизматикам не могла просто так выйти замуж за «подлого» человека да ещё и еретика, а тем более её отец, известный  своим шляхетным гонором, считавший себя по происхождению выше короля Сигизмунда. Ну не могло такого быть, не такая польская шляхта! Они прекрасно знали, что Лжедмитрий непростой человек. И это подтверждают сами письма и дневник Марины. Приведём несколько примеров.

Вот выдержка из одного письма Марины Мнишек. Это письмо адресовано папскому нунцию в Польше Сермонту.

 

Высокопочтеннейший и пречестнейший о Христе отец!

 

Как вельможный господин воевода, любезнейший наш родитель, вознамерился ехать в Польшу, то мы, пользуясь таковым случаем, почли непременным долгом поздравить вас сим писанием и пожелать вам вожделенного здравия и всякого благополучия. Поелику мы всегда имели совершенное благоговение к римско-католической вере и обыкли сохранять должное уважение к престолу апостольскому, то почитаем обязанностью воздавать всякую честь и посланникам святого престола оного.

 

Достопочтенный господин Рангони, нунциус достойнейший, предместник ваш, всегда оказывал нам великие услуги свои и изъявлял особенное некоторое душевное расположение: надеемся совершенно, что и вы, высокопочтеннейший отец, приняв место его, не отречетесь принять то попечение, каковое он имел о нас.

 

15 января, 1609 года.

 

Марина, царица московская.

 

Что сразу бросается в глаза? Ревностная католичка, обращаясь к одному из иерархов церкви, показывает в этом письме не скромность рабы Божьей и смиренность перед папским престолом, а наоборот — показывает, что в её власти оказать или не оказать честь посланнику Ватикана, и гордо подписывается царским титулом. Напоминаю тем, кто забыл, что выражение «Аз воздам» стоит вторым после выражения «Аз есмъ» и является высшим выражением самодержавной власти. Учитывая глубину её веры можно смело утверждать, что в глубине души она прекрасно осознавала законность этого титула и естественно не сомневалась в царском происхождении Лжедмитрия.

 

 

А вот очень интересные и показательные записи из дневника Марины Мнишек.

По моде того времени дневник пишется от третьего лица.

Дня 14. В воскресенье праздничное не было свадьбы по каким-то причинам, только царь всех родственников великолепно угощал в крепости.

 

Дня 15. Царь подарил царице шкатулку с драгоценностями, которых цена (как говорили) доходила до 500 000 рублей. Наказал дарить из нее всем, кому захочет. А пану воеводе дал 100 000 злотых и приказал их сразу отвезти в Польшу для уплаты долгов. Но не успели с ними выехать, а мы истратили уже из них некоторое количество. Подарил также и сани, у которых крылья и оглобли обиты бархатом, расшиты серебром, у хомута подвешено сорок соболей.

Конь в тех санях белый, узда серебром переплетена, с шапкой и капором, украшенными жемчугом. Сани обиты пестрым бархатом, попона на них красная, по углам с жемчугом, а в санях покрывала шерстяное и стеганое, лучшими соболями подшиты. И царица раздала из шкатулки немало драгоценностей панам приближенным.

 

Дня 18. Свершилась коронация царицы. Прежде чем царь и царица вышли из крепости, целовали оба корону и крест троекратно, и кропили их святой водой. После пошли в церковь. Разостлали по дороге парчу на красном сукне. Впереди несли очень дорогую корону, перед нею шли два архиерея с кадилами, за короной несли золотые блюда и другие церковные сосуды. Навстречу короне вышел из той церкви патриарх с несколькими епископами и, помолившись, внес ее в церковь. Затем через полчаса двинулись в церковь остальные. Впереди шли полторы сотни дворян в парчовой одежде. За ними шли приближенные с бердышами, четыре дворянина, которые находились при царе, а пятый - с мечом. Затем принесли другую корону с крестом и скипетром. Царь шел в короне и богатой одежде. По правую руку провожал его посол пан Малогощский, а по левую - князь Мстиславский. Возле царя шла царица, одетая по-московски, в богатую одежду, украшенную жемчугами и драгоценными камнями по вишневому бархату. Провожал ее с правой стороны пан воевода, отец ее, а с левой - княгиня Мстиславская. За нею шли паны приближенные и шесть москвичек, жен сенаторов. Как только они вошли, церковь закрыли. Наших туда мало пустили, больше - "москвы". Совершалось это богослужение в соответствии с их обрядом.

 

Ещё один интересный логический вывод: Марина, описывая брачную церемонию, пишет об этом гордо, искренне, радостно и с уверенностью в законности происходящего. Обратим внимание на то, что она указывает о малочисленности представителей Польши на церемонии венчания. Косвенно это подтверждает, что Лжедмитрий не был орудием в руках врагов Москвы, а сразу начал гнуть свою линию.

Это ещё раз подтверждает истинность предназначения и призвания Лжедмитрия. И я уверен, что были определённые силы, были агенты влияния, и был Великий Заговор с целью преодоления Смутного времени. И ещё раз убеждаюсь, что именно эти силы ещё в те давние времена пытались вывести Русь в мировые лидеры. Поляки и Ватикан поняли, что Лжедмитрий кинул их. И как доказательство этого их следующие действия: срочно был подготовлен новый проект под названием Лжедмитрий II (Тушинский Вор), оказали давление на Марину, которая признала в нём Лжедмитрия I, жила с ним, родила сына (Ворёнка), но этот грубо слепленный проект провалился почти сразу. Просто поляки хотели хоть что-то наверстать из упущенного. Это ещё раз подтверждает, что их использовали определённые силы. А такие силы были. А что же вы думаете, вся Европа в эпоху позднего средневековья была покрыта сетью разных тайных организаций, а мы в это время щи лаптем хлебали, и у нас ничего не было? Было, было! И покруче, чем где либо. Но об этом в следующей статье. А Лжедмитрий был и останется, может быть самой великой загадкой не только в истории самозванства, но и вообще в мировой истории. Эх, если бы у него всё получилось. Где бы были сейчас МЫ, и где были бы они?!


   © Copyright. All rights reserved. © Все права защищены.
   © Все права на произведения принадлежат их авторам.
Информация на сайте выложена только для ознакомления. Любое использование информации с коммерческими целями запрещено. При копировании ссылка на сайт www.fantclubcrimea.info обязательна.


Цитирование текстов возможно с установкой гиперссылки.
Крымский клуб фантастов пригашает авторов к публикации в журнале или приехать на фестиваль фантастики