Крымский клуб фантастов
Главная
Авторы
Произведения
Журналы клуба
Книги
Фестиваль
Друзья клуба
Контакты



Главная страница сайта

Владимир АРТЮХОВ
с. Степное, Крым, Украина

Загадочные лики

     Сегодня в храмах можно встретить толпы людей, стремящихся приложиться к образу или мощам святых. Такие духовные центры, как Загорск, Почаев, Киево-Печерская лавра, привлекают к себе ежегодно сотни тысяч паломников. Они пользуются особой популярностью благодаря нахождению здесь мощей и чудотворных икон. Достаточно приложиться к образу – и ты будешь исцелен. Попроси что-нибудь заветное — его и получишь. Так уверяют и в это верят многие. В каждом доме, как утверждают многие, должна быть икона, и чем больше образов, тем счастья больше в доме. Если же нет иконы в доме, значит, как утверждают, и Бога нет в этом жилище.
     Русская история знает немало примеров, когда в критическое время обносили иконой город или войско. Так было при Куликовской битве 1380 года, Бородинском сражении в 1812 году, в блокаду Ленинграда…
     Сегодня, когда рухнул социализм, многие семьи приобретают иконы или хотя бы ладанки. Вместе с крестом ладанки нередко надевают на детей или на отправляющихся в путешествие и верят, что ладанка и крест будут хранить от напастей. В церкви учат, что освященные ладанки имеют силу и непременно нужно проследить, чтобы не надеть неосвященные крест или ладанку.
     Как же следует относиться к иконам, образам, крестам или ладанкам?
     Какие именно иконы следует иметь в доме? Какую именно ладанку лучше надеть ребенку? К какому образу лучше обратиться при болезнях или тех или иных бедствиях? Что Библия говорит обо всем этом и говорит ли вообще? Как, наконец, Сам Бог относится к этому? Предоставим слово Богу, Который, как признает любая христианская конфессия, говорит к нам со страниц Священного Своего Слова – Библии.
    
     Мы вновь вспомним вторую заповедь Закона Божьего: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4 – 6). Мы здесь дадим совет внимательно, вдумчиво прочитать главу 20 книги Исход, где изложены все 10 заповедей неизменного Закона Божьего, Закона, который Бог не отменил и никогда не отменит.
     И при чтении заповедей вы непременно обратите внимание, дорогие читатели, на то, что вторая заповедь дана Богом с особым акцентом: именно в этой заповеди Бог не просто предостерегает не делать кумира и никакого изображения, но и подчеркивает, что поклонение им повлечет наказание Божье и особая милость Божья ожидает тех, кто любит Бога и соблюдает Его заповеди! Вы обратили внимание на это?
     Почему пояснение Бог дает именно к этой заповеди, а не к какой-то другой? Быть может, случайно? Нет! В Библии нет ни одного слова случайного или используемого просто для связки начала и конца предложения. Бог знал, какие отступления от Закона, данного Самим Творцом, потрясут человечество в будущем, и не случайно предупредил об этом именно во второй заповеди! Потому что вскоре после смерти апостолов и их учеников именно вторая заповедь подверглась особым нападкам со стороны врага рода человеческого.
     Мы вновь предоставляем слово Богу: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину…» (Втор. 4:15 –16).
     Как нам дорого подчас бывает мнение того или иного уважаемого человека – духовного или светского авторитета или лидера! Мы стремимся следовать и подражать ему, а если мы находимся в поле зрения такого человека, то как порой опасаемся сделать что-то не так, вопреки его воле или мнению. Будем откровенны, но ведь для человека как много порой значит благосклонный или недовольный, а то и грозный взгляд земного лидера или владыки!
    
     А часто ли человека интересует, что Бог думает по тому или иному вопросу, что Он рекомендует, против чего предостерегает, предупреждает? Или мнение большинства всегда правильно? А вдруг нет, вы задумывались когда-нибудь об этом? «Не следуй за большинством на зло…» (Исх. 23:2) – так говорит Бог. Бог предостерегает от опасности следовать за большинством вопреки Его Святой воле и поклоняться изображениям – образам, иконам, ладанкам, кумирам (скульптурам), потому что люди, уподобляя Бога смертному человеку, стали представлять Его подобно людям — мстительным, жестоким, корыстным, коварным, немилосердным, гневливым, и поэтому людям, исказившим характер Бога, понадобились многочисленные святые заступники, которых можно было упросить повлиять на грозного Бога, чтобы Он смилостивился над человеком.
     Как же Бог смотрит на то, что человек с таким упорством создает образа, покупает их, поклоняется им, оправдывая себя тем, что так легче обращаться к Богу или святым в молитве, когда говоришь не в пустоту, а видя перед собой изображение? «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом…» (1-Кор. 3:19) – Убедимся, что это действительно так: «Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матери твоей… Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы… все участвующие в этом будут постыжены: ибо и художники сами из людей же… и все будут постыжены… Плотник, выбрав дерево… обделывает его резцом… и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб… садит ясень… и это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частию варит мясо в пищу, жарит жаркое, и ест досыта, а также греется… А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним, и молится ему, и говорит: «Спаси меня; ибо ты бог мой». Не знают и не разумеют они… и не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «Половину его я сжег в огне, и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо… а из остатка его СДЕЛАЮ ЛИ Я МЕРЗОСТЬ? БУДУ ЛИ ПОКЛОНЯТЬСЯ КУСКУ ДЕРЕВА?»
     Итак, в глазах Бога поклонение образам является мерзостью, как бы люди ни называли это и ни оправдывали, Бог сказал ясно и определенно – мерзость! И заметьте, уважаемые читатели, это не мнение человека или какой-то отдельной конфессии, это мнение Самого Бога, записанное в Его Слове – Библии!
     «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников… ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не ходят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах… пустое учение – это дерево. Разбитое в листы серебро привезено из Фарсиса, золото – из Уфаза: дело художника и рук плавильщика; одежда на них – гиацинт и пурпур: все это – дело людей искусных… Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Это – совершенная пустота, дело заблуждения…».
     «Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?»
                
     Думаю, что все ясно и без комментариев! Яснее, чем сказал Бог в Своем Слове, сказать невозможно! И последний библейский текст приведем на данную тему: «Но как они, познавши Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку… то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что… они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца…» (Римл. 1:21–25).
     Итак, Священное Писание запрещает:
     1. Какое-либо изображение Бога.
     2. Поклонение чьему-либо изображению – грубейшее нарушение второй заповеди.
     Кроме того, Библия учит, что изделия, изготовленные рукой человека, не слышат, не видят, не исцеляют. Силу им приписывают только язычники. Очень, кстати правильно, с точки зрения язычника.
     Библия очень точно и ясно запрещает создание и поклонение образам, иконам и статуям (распространенным, кстати, в католичестве).
    
     История отступления
     Египетское наследство
     Сегодня многие считают, что иконы — явление чисто христианское, и что все, выступающие против икон, выступают против основ христианства. Особенно такие взгляды сильны в России и Украине. Однако это не так. «Техника иконы также зародилась в Египте. Исконному белому левкасу под красочным слоем соответствует у египтян слой тонкого известкового грунта; те же минеральные красители входят в состав красок; также последовательно используется локальный (однородный в пределах красочного поля) цвет… Возникновение иконы церковная археология издавна связывает с египетскими фаюмскими портретами начала новой эры, которые в конце 19 века были найдены в оазисе Файюм (Эль-Файюм) в Египте. Египтяне тогда упростили погребальный обряд, заменив прежние саркофаги дощечками с портретом усопшего – несколько идеализированным изображением человека, который уже стал сопричастен вечности. Для египетской традиции характерны плоскостность, графичность живописи, ликов, изображенных на иконах. Очевидно и сам принцип построения пространства на иконе — отсутствие линейной перспективы, изображение строений как бы в плане и т. д. восходит к египетской традиции».
     Итак, иконы имеют чисто языческое происхождение. Однако, если мы откроем уставы и катехизис некоторых церквей, то там прочтем, что начало иконам в христианстве положил… Сам Христос (?), оставив несколько Своих нерукотворных образов.. В книге «Закон Божий» протоиерея С. Слободского описан один нерукотворный образ: «Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед нерукотворным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей» (с. 48).
     Упоминаемый здесь Авгарь Пятый Черный был князем небольшого Осроенского государства, существовавшего с 137 года до Р. Хр. по 216 год по Р. Хр.
     То, что этот рассказ является сказочным преданием, вымыслом, признают сами же православные, не говоря уж об ученом мире, ибо полная несостоятельность этого предания никогда не оспаривалась. Но мы здесь приведем цитату из Полного Православного богословского энциклопедического словаря: «Авгарь, по преданию, написал Спасителю письмо с выражением веры в Него… и с приглашением прибыть в свою столицу Эдессу, исцелить его и разделить с ним царство. Но Господь отклонил приглашение, уведомив царя письмом, что Его земная миссия закончена, и Он восходит к Своему Отцу. Подлинность этой переписки наукой отвергается. По свидетельству того же предания, для исцеления Авгаря Спаситель послал апостола Фаддея, который и положил в Эдессе начало христианству, хотя, по данным исторической науки, основание Эдесской христианской общины относится лишь к 11 веку». Само же полотно (полотенце) увидело свет только в Эдессе, до этого, как уверяют церковнослужители, оно 500 лет пролежало в стене. Интересно, что ни один историк того времени, и в частности Прокопий Кесарийский, описывающий то время, будучи верующим человеком, ничего не пишет об этом образе. К тому же, само предание возникло только в 4 веке, как раз в то время, когда иконы только начинали входить в церковь, и поэтому причина его появления становится весьма понятной. Итак, иконы имеют языческое происхождение, и все попытки связать их происхождение со Христом не только не состоятельны, но нелепы и весьма грубы.
     От отвращения к почитанию
     «Первые христиане чувствовали непреодолимое отвращение к иконам… Закон… строго запрещал изображать Божество в каком бы то ни было виде, и избранный народ твердо держался этого правила и в принципе, и на практике. Остроумие защитников христианства изощрялось над безрассудными идолопоклонниками, преклонявшимися перед произведениями своих собственных рук».
     Поэтому «введение культа символических изображений началось с поклонения кресту и мощам… Но еще более интересным, чем череп или сандалии, напоминанием об усопшем святом служило… изображение его… Первые попытки были осторожны и нерешительны, и поклонение этим изображениям допускалось с целью просветить людей невежественных, воспламенить усердие».
     Эта же внешне благородная цель отражена и сегодня в книге протоиерея С. Слободского «Закон Божий», стр. 48, где дается обоснование иконам: «Молясь перед иконою, мы должны помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу или святому, который на ней изображен». Но остановилось ли отступление на этом? Быть может, иконы были нужны для облегчения духовной жизни человека? Дальнейшие события, которые мы рассмотрим, дадут ответ нам на эти вопросы.
     «С медленной, но неизбежной постепенностью почести, которые воздавали оригиналу, были перенесены на копию. Употребление икон и поклонение им твердо установились в конце шестого столетия». Потом стали появляться платы с изображением Христа, после – Девы Марии, иконы. Спустя немного времени, некоторые иконы были объявлены чудотворными. Мы уже приводили указание о том, что следует молиться не иконе, а тому, кто на ней изображен, и что икона – это не сам Бог, а лишь Его изображение. Теперь позвольте привести еще одно свидетельство из уже упомянутой книги «Закон Божий»: «Изображение это непременно освящается святой водою: через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных». Как видим, один абзац противоречит другому. Первый говорит, что икона — просто изображение Бога или святого, а второй утверждает, что икона должна чтиться нами как святая. Обратите внимание: не тот, кто на ней изображен, а сама икона.
     Среди икон с изображением Христа одни считаются чудотворными, а другие — нет. Одни исцелить могут, а другие – нет. Но ведь если икона — это только изображение, тогда тот, кто изображен на ней, должен сотворить чудо через любой свой образ. Почти в каждой церкви есть иконы Девы Марии, но сотворить чудо могут далеко не все. И паломничество идет не просто к иконам, а к чудотворным иконам. В честь икон (а не тех, кто на них изображен (!), ибо памятные дни святых празднуются отдельно (!)), только вдумайтесь в это, установлены десятки праздников. Вот некоторые из них: сначала география
     30.07 Иконы Божьей матери Святогорской
     02.08 Абалацкой иконы Божьей матери
     29.08 Феодоровской иконы Божьей матери
     01.09 Донской иконы Божьей матери
     04.09 Грузинской иконы Божьей матери
     06.09 Петровской иконы Божьей матери
     15.09 Калужской иконы Божьей матери
     Курская-коренная
     17.12 Иконы Божьей матери «Дамаскинской»
     Это далеко не полный перечень праздников, посвященных иконам. Как видим, чествуют не праздник Девы Марии, а чествуют различные иконы, причем, фактически, как одушевленные. Каждая из этих икон имеет свое особое действие: одна – исцеляет, вторая – покровительствует беременным и т. д. Вместо Девы Марии перед нами выступает Казанская, Владимирская, Курская иконы и т. д.
     А теперь иконы по «назначению».
     Икона Божьей матери «Взыскание погибших» исцеляет от зубных и глазных болезней
     Икона Божьей матери «Нечаянная радость» исцеляет от глухоты
     Икона Божьей матери «Избавительница» исцеляет от беснования
     Икона Божьей матери «Скоропослушница» хранит попавших в кораблекрушение
     Икона Божьей матери «Милостивая» помогает при кровотечениях, головных болях
     Икона Божьей матери «В скорбях и печалях Утешение» исцеляет немых, расслабленных
     Икона Божьей матери «Знамение» помогает от пьянства
     Это очень краткий перечень (составлен по Православному календарю на 1996 год).
     Как видим, иконы стали подобны языческим талисманам, амулетам, святыням, творящим различные чудеса.
     Напомним основные вехи проникновения идолов в церковь:
     1. В 3 веке появилось символическое изображение Христа в виде пастуха, несущего ягненка, а Святого Духа – в виде голубя.
     2. В 4 веке вводится почитание креста и святых мощей.
     3. Изображение крестов на одежде церковнослужителей.
     4. Заступнические молитвы перед святыми.
     5. Сообщения о «чудесах» у гробниц святых мучеников.
     6. Введение образов святых.
     7. Воскурение перед иконами фимиама, зажжение светильников, коленопреклонение перед образами.
     8. Почитание и фактическое обожествление икон.
     В последующие века происходило углубление отступления от Слова Божьего – Библии, обожествление статуй на Западе, организация «фабрик» по производству «святых икон и реликвий». «Мощи, игравшие такую важную роль в гражданской и религиозной жизни средних веков… были не что иное, как талисманы. Этим священным костям, которые хранились в раках ювелирной работы, для которых строили затем громадные каменные раки… приписывались волшебные свойства… Мощи привлекали в праздничные дни, установленные для их чествования, огромные толпы богомольцев и с ними столь обильные приношения, что предмет поклонения, оставаясь духовным сокровищем святилища, счастливого уже обладанием его, становился для него, кроме того, еще источником значительных земных сокровищ. Духовенство, с уверенностью рассчитывая на обильные приношения, спекулировало приобретением мощей, которые до четвертого Латеранского собора были предметом торговли. За неимением драгоценных мощей, почитаемых сильными мира сего, бедные люди, деревенские жители, создавали себе фальшивые святыни, которые они, однако, считали не менее могущественными…». «Он (римский папа) принялся, — говорит один древний писатель, – фабриковать святых для продажи их останков, и эта коммерция принесла… огромные доходы… у него было немало последователей. Дело было поставлено на широкую ногу. Огромные прибыли привлекли алчных монахов, и вскоре большинство монастырей превратилось в фабрики реликвий. Уж во всяком случае эти лавчонки никогда не испытывали недостатка в ассортименте. Продавцы без особого труда удовлетворяли любой спрос. Изъявлял ли кто-нибудь желание приобрести зуб святой Бригитты, ноготь святого Павла, кость любого апостола или мученика – все было к услугам потребителя. Вопрос сводился лишь к цене… К тому времени, когда Русь приняла в 988 году христианство из Византии, с иконоборничеством было уже покончено и поклонение иконам прочно вошло в церковный канон. Наша страна стала наследницей искаженного язычеством христианства, языческих икон, добавив к этому со временем свои национальные языческие атрибуты».
    
    
     Размер данной статьи не позволяет более широко представить эту проблему, но если коротко представить ее, то получится следующее.
     Вопросы, почему была нарушена вторая заповедь, почему икона из всех христианских стран только у восточных славян пришла не только в храм, но и в дом.
     На эти короткие вопросы можно дать короткие ответы. Наши предки, получившие сверху новую религию, не восприняли обезличенного бога. Проживая тысячелетия в традициях ведизма, они привыкли видеть перед собой образ бога. Причем бога или мифологического героя в действии. Поэтому священники вынуждены были пойти навстречу новой пастве. В результате получилась православная религия, представляющая собой смесь христианства и язычества. Это еще раз подтверждает наличие генетической памяти народа. И мы должны помнить, уважать и изучать историю наших предков.
     В качестве ёщё одного аспекта предлагаем выделить тему информативности православных икон. Фантастические сюжеты на иконах нельзя обойти стороной. Конечно, эта тема требует отдельного рассмотрения. Вот всего один пример толкования иконописного сюжета священниками.
     Наши предки (разных народов, с разных континентов, в разные века), в те времена, когда еще на Земле не восторжествовала «прогрессивная» материалистическая теория учения Дарвина о самопроисхождении и эволюции нас, т.е. – людей от мартышек, знали – что они видят на небе. Для них, это были не «НЛО», а – СИЛЫ ГОСПОДНИ, как сказано: «Блажен видящий Силы Господни по тверди небесной летящие». Многие современные православные монахи и духовные отцы говорят ровно о том же. Вот цитата из интервью известного иеросхимонаха Рафаила (Берестова), опубликованного на портале «Москва — Третий Рим»:
     «Мне отец Иосиф Ватопедский, ученик Иосифа Исихаста, говорил: «Скажи правителям русским, что НАТО постоянно разыгрывает войну против России». Тем паче, сейчас, когда Россия сегодня разоружена, им очень легко напасть и ее сокрушить. Но отец Иосиф сказал, что Россия победит. Я ответил, что это невозможно – хребет России сокрушен – ее ракеты, танки, самолеты и другая военная техника ликвидируются, заводы, военная промышленность уничтожена. Сейчас мы разоружены и не можем воевать. Но Иосиф Ватопедский говорил, что когда начнется война, Небесное Воинство придет на помощь России и будет сбивать самолеты, обычные и крылатые ракеты врага. И тогда мир узнает, что с нами Бог».
    
     В качестве комментария и дополнения к словам афонского старца Рафаила (Берестова) приведем цитату из интернет-конференции (февраль 2009 года) руководителя РНЕ Александра Баркашова (отца Михаила): «Не хочу показаться банальным, просто я знаю это, то, что Вы все называете НЛО и, как уже признают военные и ученые, против которых абсолютно бессильна любая человеческая техника и которые летают уже не по 1, 2 или 3 за месяц в разных частях света, а летают уже по 40, 100 и более – это и есть Силы Господни, тому много доказательств, в том числе, и в православной иконографии, и в том же Ветхом Завете. Таких икон древнего письма — несколько десятков. Как пример, можем привести Вам изображения иконы «Распятие» сербского православного монастыря Високи Дечани в Косово, Югославия (фреска создана около 1350 года).
    
    
     Это самое главное, что скрывают власти всех ведущих держав от всех народов. Силы Господни могут ведь не только устраивать глобальные землетрясения, стирая всю нечисть, глобальные изменения климата… но наступит день, когда они, исполняя Волю Божию, будут, просто, очищать огнем, да и разными другими диапазонами воздействия, Землю от всего нечистого. А начнется с России потому, что здесь подножие Престола Господня.
     А чтобы Вам было понятно, так как видно, что Вы человек «тёмный» в вопросах Веры, я приведу Вам и поясню главную и единственную православную молитву, которую дал сам Иисус Христос Сын Божий: «Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое...». Вот на этой строчке остановлю Ваше внимание и поясняю, что, произнося эту строку, читающий ее просит Господа о пришествии Царствия Его в этот мир».
    
     Но это точка зрения профессионального служителя церкви. И, надо признать, очень оригинальная и очень коварная, снова уводящая нас в православную схоластику. А если посмотреть просто на сам сюжет, и без всяких поисков скрытого смысла, то можно увидеть совсем другое. Мы увидим, что происходит казнь, скорее всего пришельца с неба, за которой наблюдают его коллеги. Используя свои технологии, они вызывают искусственную кому (поэтому жертву не протыкают копьем, как остальных, — смерть слишком очевидна). Затем похороны, затем таинственное исчезновение. Но если такое увидеть, тогда все воспринимается по-другому. Значит, не ВОСКРЕС, а СПАСЕН!
     И что тогда делать с новой религией? Может, есть смысл вспомнить забытую старую?


   © Copyright. All rights reserved. © Все права защищены.
   © Все права на произведения принадлежат их авторам.
Информация на сайте выложена только для ознакомления. Любое использование информации с коммерческими целями запрещено. При копировании ссылка на сайт www.fantclubcrimea.info обязательна.

Охрана магазина проводит осмотр помещений магазина перед началом рабочего дня.
Цитирование текстов возможно с установкой гиперссылки.
Крымский клуб фантастов пригашает авторов к публикации в журнале или приехать на фестиваль фантастики