Крымский клуб фантастов
Главная
Авторы
Произведения
Журналы клуба
Книги
Фестиваль
Друзья клуба
Контакты



Главная страница сайта

Геннадий ЕРЕМИН
(Москва)


СВЯЖИ   СОЛНЦЕ   КАМЕННОЙ   ЦЕПЬЮ…*

*Статья из журнала «Техника молодежи», № 6, 1979 г. – Прим. автора.

      Забытые цивилизации… Сквозь толщу времени, сквозь тысячелетия, затянутые туманом неведения, не расшифрованные историей, встают перед изумленным взором неясные контуры сооружений далеких пращуров наших. И дело не только в том, что мы еще не в состоянии разгадать назначение многих их этих сооружений, мы даже не можем четко представить себе, как они возводились.
      …Каменные колоссы острова Пасхи. Они продолжают оставаться величайшей загадкой, несмотря на все усилия ученых, несмотря на попытки Тура Хейердала повторить строительный опыт их создателей.
      В долинах Хакасии рядом с раскопанными археологами курганами – чаатасами – высятся гигантские каменные глыбы. Как были перевезены они сюда, на расстояние около сотни  километров, со склонов далеких гор?
      Полуразгаданное чудо знаменитого Стоунхенджа в Англии… Ученые только-только приоткрыли назначение этого титанического сооружения. Но как строили его из каменных глыб, до сих пор остается тайной.
      Обнаружить историческую взаимосвязь между отдельными сооружениями этих забытых цивилизаций, раскрыть глубины еще непонятой задумки народов планеты. Вот задачи, которые встают сегодня перед наукой, привлекая к себе внимание исследователей.

  Не трогайте далекой старины,
  Она как книга о семи печатях.
  Как нам бы ни хотелось,
  Нам не снять их.
                          Гёте, «Фауст».
 
В прибрежных районах Европы и Азии, Африки и Америки, в горах и долинах можно натолкнуться на странные сооружения. Иногда это просто поставленные на попа огромные камни, порой более сложные конструкции: «столы» или квадратные «дома», выложенные из колоссальных каменных плит или аккуратные круги из валунов, а зачастую комбинации всего этого. Сегодня трудно провести четкую грань между постройками этой загадочной исчезнувшей культуры, ее грандиозными каменными сооружениями, сам возраст которых еще вызывает споры среди исследователей.
В прошлом веке в Западной Европе их приписывали древним кельтам, появившимся на континенте в период от 3 до 5 тысяч лет назад. Затем, когда накопилось достаточно археологических материалов, пришли к выводу, что мегалиты (с греческого – «большие камни»), как их все сегодня именуют, стояли за много столетий, если не тысячелетие, до появления и кельтов, и вообще каких бы то ни было индоевропейских народов. Уже в IV тысячелетии до нашей эры в небо возносились отдельно стоящие обелиски – менгиры; как огромные каменные танки, ползли с гор и ущелий на побережье приземистые «дольмены» («тол» – стол, «мен» – камень) – так называли их впервые увидевшие кельты; змеились вязью каменных лабиринтов круги – «кромлехи»; в джунглях Юкатана матово посвечивали гигантские каменные шары, невесть для чего и как выточенные из целых скал и расположенные по какой-то загадочной схеме.
      Сколько ученых, столько и теорий, причем порой самых фантастических. Например, в прошлом и даже в этом веке писали, что мегалиты сооружены неким загадочным народом – видимо, атлантами. Уже в наши дни некоторые писатели-фантасты и любители истории выдвинули версию «космического» происхождения мегалитов, служивших якобы ориентирами, своего рода топографическими знаками для многочисленных «пришельцев» из космоса. Но… в Индии мегалиты продолжали возводить даже в начале XX века племена, задержавшиеся в своем развитии. Фантасты стали говорить о «преемственности», о «подражании» и т. п. Их за попытки объяснить непонятные явления теми или иными домыслами винить трудно. Скажем, иракские арабы тоже видели в клинописных надписях на глиняных шумерских, вавилонских и ассирийских кирпичах неземные «письмена аллаха»…
      Благодаря исследованиям мегалитов, а они начались чуть ли не в XVIII веке, родились и существуют две новые науки – археоастрономия и этноастрономия, – тесно связанные друг с другом.
      Как известно, начало новым научным направлениям было положено знаменитым «Стоунхенджским спором» среди археологов, историков и астрономов, закончившимся в 1972 году рождением археоастрономии. Речь идет о всемирно известном памятнике юга Англии – «каменном храме» Стоунхенджа, который, как выяснилось, служил в конце неолита своеобразной «астрономической обсерваторией».
      Известный путешественник, грек Пифей, в 350 – 320 годах до н. э. совершивший беспримерное плавание к берегам туманного Альбиона и Скандинавии, исходил всю Британию и после своего возвращения в родную Массилию (ныне Марсель) привез оттуда удивительные астрономические и математические познания. За это он получил от «благодарных» потомков звание «великого лжеца» – настолько фантастическим было то, что сообщил он о тамошних небе и земле. Когда же во II веке до н. э. в тайном архиве Массилии, захваченной римлянами, были найдены его отчеты о путешествии, трактаты «Землеописание» и «Об океане» (к сожалению, до наших дней они не дошли), на Пифея стали ссылаться самые авторитетные ученые древности: величайший астроном античного времени Гиппарх из Александрии, знаменитые географы Эратосфен и Страбон, историки Полибий и Диодор Сицилийский и многие другие.
      Например, он первым в античном мире сделал выдающееся открытие, что морские приливы вызываются притяжением Луны. Пифей утверждал также, что «в небесном полюсе нет звезды, это место пустое, и вблизи него находятся три звезды, с которыми полюс образует почти правильный четырехугольник» (Пифей в пересказе Гиппарха). И действительно, как стало известно уже в новое время, в эпоху Пифея полюс мира не совпадал с Полярной звездой, а находился именно там, где указал его Пифей. По мнению современных астрономов, столь точная фиксация полюса для того времени «достойна всяческого удивления».
      Даже такой придирчивый скептик, как известный географ Страбон, активно не доверявший Пифею, и тот вынужден был скрепя сердце оговориться, что «со стороны астрономических явлений и математических вычислений в местностях, близких к холодному поясу, он сделал верные наблюдения…». В устах «великого ворчуна», скупого на похвалы, это звучит как комплимент в адрес астрономических и математических познаний Пифея. Не умаляя выдающихся заслуг этого отважного землепроходца, можно предположить, что свои обширные познания в области астрономии он получил во время многолетнего путешествия в «страны гипербореев», как иногда греки и римляне называли север ойкумены.
      Этнографы и фольклористы давно уже обратили внимание на тот факт, что английский, французский, баскский, испанский и португальский «прибрежный фольклор» с незапамятных лет связывает с мегалитическими памятниками такие важные для жизни народа явления, как празднования дней, «отмечающих два конца оси, вокруг которой вращается солнечный год, – зимнее и летнее солнцестояния», по выражению американской исследовательницы Э. Бейти. Это связано и со Стоунхенджем, и с шотландскими каменными кругами – кромлехами, и с аллеями менгиров и дольменами Карнака на полуострове Бретань во Франции, и с мегалитическими памятниками Страны басков и других прибрежных районов Испании и Португалии, Северной Африки, Средиземноморья.
      Если внимательно проанализировать следы исчезнувших «мегалитических цивилизаций» бронзового века по материалам археологии, этнографии и фольклора, можно обнаружить то общее, что объединяет те районы миры, где замечены ее остатки. Для сравнения возьмем Европу, Африку и Азию, причем заранее оговорим гипотетичность наших выводов.
      Итак, нам кажется, первым и обязательным признаком («мегалитической цивилизации» (точнее, культуры) должен быть сам факт наличия мегалитов – менгиров, дольменов и кромлехов – или же сложных конструкций (типа Стоунхенджа), соединяющих в себе черты всех или, по меньшей мере, двух типов сооружений. А уникальный Стоунхендж – редкое исключение и высший этап в развитии мегалитической культуры, с которым можно сравнить лишь «каменные храмы» острова Мальты – Тарксиена, Хагар-Ким, Мнайдра. Правда, некоторые зарубежные авторы называют еще и остатки подковообразного монумента в Сармизегетусе (Румыния).
      Менгиры, дольмены и кромлехи встречаются в перечисленных выше районах Старого Света, и нет такой мегалитической культуры, где бы концентрировались одни только менгиры, дольмены или кромлехи.
      Другим не менее важным признаком мегалитической культуры должна быть близость моря, поскольку человек, как правило, расселялся в прибрежных районах Бретани, Португалии, Испании, на островах Средиземноморья, на берберском берегу Северной Африки, на побережьях Ближнего Востока, Западного Кавказа… Но бывали и исключения. Например, на Западном Кавказе люди покинули прилегающую к морю узкую полосу земли и по долинам рек ушли в горы, расселившись в ареале длиной чуть ли не в 500 км, а шириной от 30 до 75 км. Как сообщает доктор исторических наук, специалист по западнокавказским дольменам В. И. Марковин, «дольменная культура представляет собой культуру горцев, жителей лесов». Но это, видно, произошло не сразу, а на протяжении определенного периода времени.
      Так, на составленной им карте хорошо прослеживаются несколько «дольменных ядер» на побережье Западного Кавказа – своего рода очаги зарождения новой культуры бронзового века. Но это только при том условии, что создателями дольменов были некие «народы моря» середины III тысячелетия до н. э. Одна из крупных дольменных групп обнаружена вообще в стороне от «своих» – в междуречье Лабы и Белой (Майкоп), а некоторые даже в верховьях Большого Зеленчука.
      Следующий признак большинства памятников мегалитических культур Старого Света – их связь с астральными культами Солнца, Луны и звездного неба. Это явственно проявилось в конструкциях мегалитических сооружений, ориентированных не только по странам света, но и по звездному небу, что подтверждается солярными и лунными знаками на менгирах и дольменах. А кромлех, между прочим, большинство археоастрономов считает символом Солнца, «перенесенного на Землю». Не случайно у одного из мегалитических народов Индостана существовала магическая формула: «Свяжи Солнце каменной цепью…». То есть «перенеси его на Землю», в каменный лабиринт круга.
      К сожалению, с этой точки зрения совсем не рассматривались западнокавказские мегалитические памятники, хотя материалы имеются в достаточном количестве, необходим только «взгляд с высоты». Например, в зонах скопления дольменов и кромлехов, а также за их пределами можно встретить массу менгиров со знаками Солнца и Луны, «чашечные камни» (менгиры, плиты, дольмены со специальными в них углублениями). Археолог В. А. Кузнецов сумел увидеть на некоторых «чашечных камнях» рисунки звездного неба и отдельных созвездий: «На одной из таких площадей я обнаружил плиту с двенадцатью «чашками» в верхней части. У меня нет сомнений в том, что этот «чашечный» камень был врат в землю в вертикальном положении и что он был организующим началом этой площадки… Расположение «чашек» удивительно напоминает конфигурацию звезд созвездия Рыбы, а отдельно стоящая «чашка» внизу – близлежащего (на карте звездного неба) созвездия Овен (популярного у «мегалитчиков». – Г. Е.). Правда, число «чашек» не совпадает с числом звезд в созвездии: может быть, астрономы сумеют найти более точную аналогию на звездном небе?».
      Другим «материальным» признаком мегалитических культур можно считать их явное тяготение к районам, богатым металлами, в первую очередь к выходам медных руд и месторождениям олова и его заместителей в бронзовых сплавах (сурьма, мышьяк и др.). Широко известно прошлое богатство Британских островов «белым металлом», за что они еще в древности получили название Касситериды – Оловянные острова. В одном из южных, богатых оловом районов, как раз и находился храм-обсерватория Стоунхендж. Монопольная торговля его создателей столь важным «стратегическим металлом» бронзового века хорошо известна историкам и археологам. Соотечественник Пифея, Эвтимен из Массилии, за 200 лет до Пифея писал о жителях Британии и соседних островов: «…богаты они металлами, свинцом и оловом. Народу много тут живет, по духу гордого, настойчивый и ловкий он; им всем прирождена любовь к торговле».
      Известен и прославлен был своими металлами – серебром, золотом, медью и самородным оловом – в древности весь Пиренейский полуостров, этот «Клондайк» античного мира. О богатстве Иберийского полуострова и о славе его давнего центра – загадочного Тартесса (библейского Таршиша) – находим упоминание уже в Библии. Известно, что город этот, до основания разрушенный в 530 году до н. э. торговыми конкурентами тартессийцев – финикийцами, также находился в прибрежной зоне, в устье реки Бетис (Гвадалквивир), близ Гибралтарского пролива. Район этот хорошо известен своими мегалитическими памятниками…
      И в связи с Западным Кавказом можно говорить о явном тяготении «мегалитчиков» к рудным месторождениям. Так, неподалеку от Архыза в 1961 году геологи обнаружили на горе Пастуховой древние шахты бронзового века, датирующиеся по ряду признаков II тысячелетием до н. э., то есть временем расцвета дольменной культуры. По словам В. А. Кузнецова, «древние горняки и рудознатцы действовали с большим знанием дела: они шли по жиле и выбирали все линзы и скопления медной руды, не останавливаясь на малозначительных вкраплениях. Осведомленность по тем временам поразительная, ведь никаких специальных научных знаний по геологии и горному делу не существовало, и люди опирались исключительно на вековой, эмпирически накопленный опыт… Уже в седой древности люди умели искусно вести своего рода геологическую разведку и с этой целью исследовали труднодоступные горные хребты».
      Может быть, именно столь давней традицией и потребностью в металле следует объяснить существование этого самого восточного форпоста создателей дольменной культуры на Кавказе, дошедших до районов Теберды. Если это так, то в ближайшем будущем следует ожидать находок дольменов на линии Марухский перевал – река Маруха – Большой Зеленчук, Кяфар, поскольку ближайшим «дольменным племенем» было сухумское. Но, может быть, древние разведчики и охотники за металлом пришли сюда из Карачаево-Черкесии – самого удаленного к востоку от побережья их поселения? В таком случае мегалитические постройки должны обнаружиться где-то на линии Лаба – Большой Зеленчук. Впрочем, это только наше предположение, своего рода прогноз, тем более что в первом случае дольмены уже встречены…
      Кажется, уже можно закончить перечисление характерных признаков, связывающих в чем-то мегалитические культуры Атлантики, Средиземноморья и Западного Кавказа. Но остается еще ряд любопытных фактов «этнографического» характера, присущих практически всем строителям мегалитов. Мы сознательно не приводим убедительные доказательства В. И. Марковина о близком сходстве иберийских дольменов Португалии, Испании, Балеарских островов, Сардинии и Корсики с западнокавказскими постройками.
      Есть и еще целый ряд признаков мегалитических культур IV – II тысячелетий до н. э. Этнографические и фольклорные материалы дают возможность проследить то общее, что заметно связывает иберов Западного Средиземноморья и адыго-абхазов Западного Причерноморья. Культ «солнечного» быка (козла, барана или оленя), ритуальные жертвоприношения этих животных, посвященные небу, солнцу или молнии. Древние поединки и «игры» с быками, огненные ритуалы «торо ди фуэго», иногда знаменитое «хождение по огню», известное у басков, во фракийских районах Болгарии (нестинарство) и прослеживающееся у некоторых племен Южной Индии…
      Сюда же можно отнеси и легенды о странных взаимоотношениях великанов или циклопов с хитрыми пройдохами-карликами, заставившими великанов соорудить для них каменные жилища. Как считает испанский этнограф Х. М. Гомес-Табанера, баскский обычай ритуальных шествий-маскарадов в период «безумия солнцестояния», в котором принимают участие великаны и карлики, в своей основе восходит ко времени мегалитического строительства.
      Какая-то таинственная связь существует между этими циклопическими постройками и легендами о борьбе карликов и великанов… Пытаясь понять ее, ученый составил карту, на которую нанес места возведения мегалитов и районы распространения легенд (эта карта опубликована в сборнике «Испанский фольклор», изданном в Мадриде в 1968 году). Оказалось, эти районы совпадают!
      Таким образом, возможно, что перед нами следы древнейшего переселения народов. Но откуда и куда они двигались? Исследователь считает: с Западного Кавказа и из Малой Азии к Иберийскому полуострову и дальше – на Британские острова и в Скандинавию. Так ли это? Ведь древнейшие мегалиты (IV – III тысячелетия до н. э.), да и вообще все главные центры мегалитических культур, находятся в Западном Средиземноморье, и в первую очередь в Португалии. А вот на Кавказе встречаются сооружения, построенные позднее, около 2 400 года до н. э.
      Еще одна странная черта потомков создателей мегалитических культур (кроме тех, кто жил в Западном Средиземноморье) – существование «тайных» или «священных» языков, на которых говорят мужчины (охотники, воины, жрецы). Особенно заметна эта черта у народности тода в Южной Индии. Вместе со своими европеоидными чертами и белой кожей они с незапамятных времен сохранили в племени загадочный язык «кворжам», не имеющий ничего общего с тамильским, на котором обычно говорят тода. «Древнее «кворжам» у тода ничего нет», – считают старейшины племени. Больше того, у тода есть и второй тайный язык – «кваликатпими». Его происхождение также теряется во тьме…
      Некоторые ученые, например этнограф Л. В. Шапошникова, много месяцев прожившая среди тода, утверждают, что в «шипящем» языке «кворжам» можно различить звучание имен богов древних шумеров – создателей первой цивилизации на нашей планете.
      Подобные же «тайные языки» еще в начале нашего века существовали и у адыгов, и у абхазов. Исследователи называют их «охотничьими» и «воинскими». Например, у адыгов (адыгейцев, кабардинцев и черкесов) в прошлом существовало несколько таких странных языков: «фаршибше», «шакобше», «зиковшир» и другие. Еще в прошлом веке известный путешественник по Кавказу Ф. Д. де Монпере так писал о «зиковшире»: «Язык этот самостоятелен в сравнении с обычным разговорным и служит доказательством того, что в черкесской нации существуют несколько этнических элементов и что черкесские князья и знать являются пришельцами». Современный исследователь Б. Х. Бгажноков не согласен с такой точкой зрения, поскольку в «языке феодалов-наездников», употреблявшемся во время «разбойничьих набегов», все же присутствует адыгейская основа.
      Явные следы матриархата, культ богини-матери (матери богов) еще больше сближают мегалитические культуры Западной Европы, Северной Африки, Кавказа и Южной Индии. Влияние матриархата можно заметить и сегодня в верованиях, сказаниях и обычаях самых разных народов. У басков – это «Черная Богородица», которую католичество вытеснило в горы и там она выступает уже как «богиня гор». У абхазов и адыгов – мать легендарных нартов Сатаней Гуаша, Гунда, Ахумида, Гуандэ, Рарира и т. д. и т. п. У тода Индии – Текерзши, центральная богиня их пантеона, покровительница этого народа…
      Примечательно, что во Франции (Бретань) женщины специально проводили ночи напролет у мегалитов (например, в дольменах), чтобы излечиться от бесплодия, вымолить себе счастливый брак и т. п. Аналогичные обычаи существовали и у жителей древних районов Уэльса и в Шотландии. В определенные дни года они жгли костры у мегалитов, приносили жертвы духам предков.
      Схожие элементы можно найти в верованиях и фольклоре абхазов, адыгов и соседних народов Кавказа. Вспомним хотя бы «непорочное зачатие» Сатаней Гуаши, родившей на свет центрального героя нартского эпоса. Большим своеобразием отличаются и так называемые «мегалитические танцы» – английский Моррис, баскский танец с мечами, кавказские «танцы с саблями», сугубо мужские «хороводы» на Кавказе и у басков.
      На этом можно закончить сравнение «мегалитических цивилизаций» древности, от которых в наши дни протянулись еле зримые ниточки загадочных связей и родства. Вряд ли все это чистая «случайность», «перенос идей и представлений». Видимо, в подобном совпадении характерных признаков культур совсем разных народов кроется нечто большее, чем простое заимствование, может быть, даже некое глубинное родство древних народов, оставивших столь величественные памятники. Хотелось бы думать, что те, кто прочтет эту статью, не будут с презрением, с высоты XX века, смотреть на «каменные столбы» и «груды плит», если они их встретят.
      Сколько волнующих загадок и нерешенных вопросов таят в себе эти молчаливые великаны, какой тонкий лучик истины и познания тянется к нам из глубины «темных столетий»! И мы не имеем права обрубать его, ставя свои автографы рядом с древними рисунками. Ибо, как сказал поэт:
                                             Молчат гробницы, мумии и кости –
                                             Лишь слову жизнь дана:
                                             Из древней тьмы на мировом погосте
                                             Звучат лишь письмена.
      Мегалиты – это и есть еще не расшифрованные письмена каменного века. Рано или поздно, но их прочтут ученые…   




   © Copyright. All rights reserved. © Все права защищены.
   © Все права на произведения принадлежат их авторам.
Информация на сайте выложена только для ознакомления. Любое использование информации с коммерческими целями запрещено. При копировании ссылка на сайт www.fantclubcrimea.info обязательна.


Цитирование текстов возможно с установкой гиперссылки.
Крымский клуб фантастов пригашает авторов к публикации в журнале или приехать на фестиваль фантастики