Крымский клуб фантастов
Главная
Авторы
Произведения
Журналы клуба
Книги
Фестиваль
Друзья клуба
Контакты



Главная страница сайта

Николай НЕМЫТОВ
(Симферополь)


ПРИЧАЛЫ   СОЛНЕЧНОЙ   ЛАДЬИ

                                                                 Однако мне ближе точка зрения не астроархеологов,
                                                                 а археологов, которые полагают, что первобытным
                                                                 людям была присуща «первородная» глупость,
                                                                 т. е. низкая познавательная культура, что и не
                                                                 позволяло им в условиях борьбы за существование
                                                                 со стихийными силами природы заниматься                                      
                                                                 астрономией в таком в высшей степени 
                                                                 совершенном виде, как это обнаружилось в древних
                                                                 сооружениях с астрономическим аспектом. Значит,
                                                                 следует, видимо, признать, что древние сооружения
                                                                 как раз являются материальным следами посещения
                                                                 Земли в далеком прошлом посланцами других            
                                                                 миров.                  
                                                                            В. Романов1, «Послание Большого Сфинкса»2.
1Физик из г. Омска. – Прим. автора.
2 Статья из газеты «Комсомольская правда», январь 1990 г. – Прим. автора.
      Мы не случайно выбрали эпиграфом к статье слова цивилизованного, высокообразованного человека. Это высказывание, в принципе, отражает наше отношение к культуре древнего мира, к культуре наших пращуров и не потому, что мы невежи. Просто в нашей обыденности происходит со временем смена ценностей, и то, что волновало людей столетия назад, современного человека вовсе не тревожит. Астрономия для нас – далекая, слишком мудрая наука, в которой мы не совсем разбираемся, и в повседневной жизни она напоминает о себе лишь календарем с пометками важных дел. Поэтому, с нашей современной точки зрения, все Стоунхенджи и ему подобные сооружения удивляют: как мог какой-то древний народ заниматься столь сложной наукой, не очень понятной нынешнему цивилизованному человеку? На этот вопрос мы и попытаемся дать более-менее исчерпывающий ответ.

                                                       ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ

      Отрываем календарный лист. На следующем 22 декабря. День как день, наполненный своими обычными хлопотами, заботами, обязанностями. До Нового года 9 дней, до Рождества и того больше – 16. Разве что кому-то повезло родиться в этот день, и человек празднует с родными и друзьями, а возможно, у него к тому же круглая дата. Вот и все, что знаменательного может случиться 22 декабря.
      А не торопясь, призадумаешься… Ах да! 22 декабря – самый короткий день и самая длинная ночь! Бабушка о старине рассказывала, будто сказку сказывала: «Теперь день по маленькой толике увеличиваться будет. Солнышко все выше над горизонтом: сначала на маковое зернышко, потом на пшеничное. Дальше – больше». Древние предки этот день называли «Корочун» и сжигали в печи кривую коряжку, символизирующую Змея-Ящера – бога Навьего мира, мира потустороннего, незримого. Побеждает его в этот день Ярило-Красно Солнышко.
      При желании все это можно узнать, однако мы в обыденной жизни ограничиваемся знанием того, что 22 декабря – самый короткий день и следом за ним придет самая длинная ночь.
      Висит перед глазами готовый календарь, астрономами выполненный на все 100%, знай себе листики отрывай и читай, если есть в том надобность. Не надо тебе вспахивать поле, идти на охоту или рыбалку, гнать на выпас скот или садить на гнезда квочек и всей тебе от календаря нужды той – число знать и только.
      Однако если ты на земле живешь и возделываешь ее, тут дело посерьезнее, календарные сроки необходимы для ведения хозяйства. Только если у нас четко выверенный учеными список месячных чисел, то у пращуров наших, живших на земле 4 – 5 тыс. лет назад ничего такого и в помине не было, а ведь тогда почти все занимались рыболовством, охотой, скотоводством и земледелием. Скажите, чего уж тут сложного: вышел во двор, снег таять начал, значит, к севу готовиться надо, солнышко выглянуло – охотиться пошел. Так-то оно так, да ведь это причуды погоды, а не календарные даты.
      Всякому делу – свой срок – истина, от наших предков унаследованная. Если выпала пора сеять, то сеять надо. У нас ведь так бывает, что декабрь не отличишь от ноября, а февраль от марта, значит, как и сейчас, четыре тысячи лет назад календарь был необходим.
      Наш отсчет дат начинается с Нового года, т.е. с 1 января, согласно указу императора российского Петра I Великого. У древних были свои вожди, но поклонялись люди более богам в виде Солнца, Луны и звезд, которые указывали и суточное время, и годичный цикл. Год начинался с какого-нибудь небесного события (равноденствия – 21 марта и 21 сентября; солнцеворота – 22 июня и 22 декабря) и для определения его нужен был специальный инструмент.

                                    КАК ВОЗВОДИЛИ ОБСЕРВАТОРИИ

      Поднимемся на пригорок, с которого хорошо виден горизонт, или спустимся в котловину, окруженную холмами. Встанем лицом к восходящему светилу и воткнем в землю шест. Первый луч Солнца осветит его, и на землю ляжет длинная тень. Отметим конец этой тени камешком или выроем лунку. Теперь будем приходить сюда в течение всего года, когда атмосферные условия позволяют увидеть солнце и отмечать положение тени на земле. Некоторое время отметки вместе с тенью шеста будут двигаться к югу, а солнце к северу, поднимаясь все выше над горизонтом. Расстояние между камешками (лунками) сначала будет увеличиваться, потом снова сокращаться, пока тень не замрет в самом южном своем положении справа от нас (ведь мы стоим лицом на восток и шест прямо перед нами). После этого странного события солнце двинется к югу, опускаясь все ниже к горизонту, а отметки от тени шеста в течение полугода станут перемещаться на север. По прошествии этого срока движение тени вновь замедлится и отметка остановится в северном своем положении слева от нас.

Рисунок № 1

      Таким образом, крайняя правая южная отметка, когда солнце восходит в крайней северной своей точке, у нас соответствует дню летнего солнцестояния – 22 июня. Крайняя левая северная отметка, когда солнце восходит в крайней южной своей точке, соответствует дню зимнего солнцестояния 22 декабря. Кстати говоря, сам термин «солнцестояние» наука унаследовала от древних астрономов. Движение точки восхода несколько дней не двигается с места – солнце «стоит». По этой же причине в разных источниках датой солнцестояния называют 21, 22, 23 число июня и декабря.
      После всего, что мы проделали, у нас получился простейший инструмент для отсчета годичного цикла от любой из дат солнцестояния. Примерно так работает Стоунхендж и подобные ему циклопические сооружения. Археологи именуют их «пригоризонтными обсерваториями», т. к. в них горизонт играет роль своеобразной точки отсчета.
      Очень важное значение в выборе места для обсерватории играют погодные условия, ведь мы ведем наблюдения по первому солнечному циклу, поэтому необходимо выбрать место с наибольшим количеством солнечных дней.
      Географические пункты, расположенные на расстоянии 5 – 6 километров друг от друга, могут обладать разными погодными условиями, и для примера рассмотрим атмосферные условия села Маленького Симферопольского района.
      Здесь каждый мальчишка знает, что дождь будет только тогда, когда грозовая туча придет с северо-запада. Тучи с севера уходят на северо-восток или восток и даже могут обойти село с востока по дуге и обрушиться на Симферополь. Тучи с юга нависают над окраиной села, соседние Софиевка и Укромное тонут в потоках, но в Маленьком в худшем случае пройдет слепой дождь при ярком солнце. Только северо-западная туча может принести на эту местность обильный незатяжной ливень. Конечно, не обходится без исключений, однако если туча приходит не с северо-запада, она грозит долгим ненастьем, будто не может вырваться из некой небесной воронки.
      Что может влиять на погодные условия? Рельеф, преобладающее направление ветров и не последнюю роль в этом играет состояние земных недр, которые обладают немалыми энергетическими возможностями. Подземные реки, линзы озер, разломы скальной породы, карстовые полости – все это имеет определенный энергетический потенциал.
      Взятое в качестве примера село Маленькое расположено на берегу реки Салгир, которая, в свою очередь, в данном районе является природной естественной границей между Альминским прогибом с запада и Симферопольским поднятием с востока. Кроме того, край поднятия, ограниченный рекой, пересекает зона разломов, проходящая с севера на юг через весь Крымский полуостров. Местность, на которой расположены поселок Гвардейское, села Софиевка, Маленькое, Укромное, находится на вершине треугольника, образованного Альминским прогибом, Симферопольским поднятием, горным Крымом и зоной разломов. На восточной стороне этой фигуры расположена столица полуострова – Симферополь. Именно здесь много веков назад скифы возвели свой Неаполь Скифский и именно в зоне треугольника, к западу от столицы, расположено наиболее плотное скопление раннескифских подкурганных погребений. Вряд ли это связано с близким расположением Неаполя, т. к. гробницы тяготеют именно к западу, а не равномерно рассредоточены вокруг города.
      В выборе места строители древних городов, как и строители обсерваторий, учитывали множество факторов, и потому неудивительно, что сакральные постройки расположены в мощных энергетических узлах.
      Выбрав подходящее место, строители разбивали его на участки и обходили с лозой в руках, определяя таким образом подземные аномалии. В течение года астрономы производили наблюдения за солнцем и выбирали одно из небесных событий за отправную точку в году (небесным событием астрономы называют восход и заход солнца; в дальнейшем для облегчения повествования событием мы будем называть восход в дни равноденствия и солнцестояния).

Рисунок № 2

      Теперь из этого события необходимо сделать небольшое чудо, чтобы оно несло некий религиозно-мистический смысл. Выберем день 22 июня, т.е. крайнее северное положение тени установленного шеста, проведем вдоль тени бороздку, чтобы знать направление солнечного луча в этот день. В течение следующего времени мы выроем вокруг шеста кольцевой ров, из вынутой земли возведем вал, в котором два щелевых прохода, расположенных друг против друга по линии, прочерченной в день 22 июня.
      Раз в год в святилище будет происходить чудо: самый первый луч солнца на заре дня солнцестояния ворвется в узкие ворота храма и, пронзив очерченное земляным валом пространство, выйдет из других, чтобы озарить землю. Вспыхнет золотым светом в центре святилища жезл солнечного бога – тот самый шест, первый колышек нашей обсерватории. Пришел Новый год: завершилось годичное коло и началось новое.
      Подобное чудо можно сделать для луча солнца восходящего 21 декабря в день зимнего солнцестояния и для луча дней равноденствия – 21 марта и 21 сентября, достаточно лишь прокопать щели в земляном валу. Необходимо заметить, метка, предназначенная для двух последних небесных событий, расположится точно в центре между отметками солнцестояния, и указывать она будет прямо на восток. Теперь не составит особого труда прорыть проход строго на запад и отметить расположение севера и юга.
      Кроме солнечного календаря, мы получили еще и своеобразный компас. Конечно, его с собой не унесешь, зато можно где-нибудь на возвышении, в прямой видимости обсерватории поставить столб-отметку, вокруг него камешками или лунками отметим расположение уже известных нам небесных событий, сторон света и добавим отметку, направленную на основную обсерваторию, которая стала для нас точкой отсчета. Устанавливая на территории своего племени столбики, мы всегда будем знать направление к святилищу – центру нашей земли обетованной. Приблизительно так и поступали наши древние пращуры.

                                                    КАМНИ-УКАЗАТЕЛИ

      Тайна отдельно стоящих камней не сразу была раскрыта исследователями. Их нельзя было назвать идолами, которым поклонялись древние люди, потому что никаких предметов подношения не обнаружено: они не стояли на местах погребений, земля под ними оставалась целинной от начала сотворения мира, если не считать ритуального опахивания вокруг камня.
      «Вокруг Коня-камня до позднейшего времени совершалось опахивание, чтобы приостановить губительное действие скотского мора», – писал тульский краевед И. П. Сахаров. «Об этом камне как особенном доселе еще сообщается немало рассказов, проникнутых чувством безотчетного страха: он будто одушевленный, близ него будто не могут пастись лошади и т.п., – писал в 1887 году в своей книге «Берега реки Непрядвы» тульский археолог Н. И. Троицкий. – …Имея в виду, что такие камни в Тульской губернии поставлены на избранных местах, большей частью на высоких берегах рек или так называемых «красных холмах», можно предполагать, что они имели в древности значение представителей чего-то высокого, верховного (как на Востоке)».
      В обоих сообщениях ученых упоминается губительное воздействие камней на скот, однако, скорее всего, сам камень тут не при чем. Речь идет об аномальности зоны, в которой он расположен. Эти свидетельства подтверждают сказанное нами выше: место, где древние устанавливали обсерваторию или камень-отметку, имеет аномальные свойства.
      И не только Тульская губерния изобилует подобными чудесами.
      «Диковинные грубо обработанные камни, эпоху которых отделяет от наших дней по крайней мере 5 – 6 тысячелетий, раскиданы по многим уголкам атлантического побережья Европы», – отмечает исследователь А. Гурштейн. Путешественник, этнограф и писатель В. К. Арсеньев в книге «По Уссурийскому краю» рассказывает о золовых образованиях «в виде гладко обточенных столбов, шарообразных глыб на небольших пьедесталах в виде выпуклостей с перетяжками, овальных углублений и т.д. Одни глыбы похожи на зверей, другие на колонны, третьи на людей и т.д. Образования эти заслуживают особого внимания потому еще, что вблизи нет нигде песков, которые играли бы роль шлифовального материала». Последней фразой Владимир Клавдиевич указывает именно на искусственное происхождение изваяний.
      А вот выводы археолога В. В. Волкова об «оленных камнях» Монголии: «Оленные камни располагаются в открытых, с хорошим обзором местах – на высоких берегах рек или посреди широких долин. Отдельные камни, как правило, среди каменных набросок (отметок), окружены, в свою очередь, колечками из 7 – 8 камней. В общей сложности исследовано больше 10 плитовых оградок с оленными стрелами. Ни одного датирующего предмета обнаружено не было, более того, практически не найдено даже костей человека и дело, возможно, не в обрамлении могил… Это, прежде всего, какие-то культовые сооружения».

                                     МЕНГИРЫ, ДОЛЬМЕНЫ, КРОМЛЕХИ

      Существует два вида отдельно стоящих камней: менгиры (одиночно стоящие камни) и дольмены (они представляют собой нечто вроде ворот: два вертикально стоящих камня перекрыты третьим, лежащим на их вершинах). Есть еще кромлехи. Подобно тому, как дом состоит из блоков и балок, кромлех состоит из дольменов и менгиров. Они окольцовывают центральную площадку святилища, в середине которой возвышается отдельный менгир или дольмен. Стоунхендж  является ярким примером такого строения.
      Почему же существует такое разделение каменных знаков на две разные группы? С чем это связано? Не проще было бы возводить одни менгиры, установки которых не столь сложна, как строительство дольменов, ведь конструкция первых состоит всего из одного столба и нет необходимости поднимать на 6 – 7 метровую высоту «колонн» плиту перекрытия. В этом должен быть какой-то смысл, и скрыт он в самом устройстве Мироздания.
      Наши древние предки жили, безусловно, в гораздо более тесном контакте с внешним миром и прекрасно понимали двойственность его сути. Ночь и день, тьма и свет, зима и лето, мужчина и женщина – трудно было не заметить такие четкие проявления мировой полярности. Это касалось и повседневной жизни, и культовых обрядов, и богов, во славу которых они совершались. По-видимому, с таким пониманием мироустройства связано деление каменных символов на менгиры и дольмены: первые символизировали мужское начало, вторые – женское.
      Нам удалось доказать, что ставились такие камни в аномальных зонах, из чего следует, что и аномалии, на которых они расположены, имеют двухполярную природу, нечто вроде «плюса» и «минуса» в электротехнике: например, менгир устанавливали в зоне восходящей энергии, а дольмен – в зоне нисходящего потока.
      Кромлех, как уже говорилось, состоит из двух видов каменных сооружений. Раз так, то он расположен в некой равновесной зоне и его уравновешенная энергетика не создает угрозы для живых организмов, а даже наоборот способна питать их, не нарушая биополе или ауру строго направленным потоком. Вот, видимо, откуда пошел обычай опахивать «однополюсные» зоны – чтобы не допустить гибели скота.

                                                  НЕ ТОЛЬКО КАМЕНЬ…

      До сих пор мы говорили о каменных обсерваториях. Однако известно, что прежде чем человек научился возводить каменные дома, он строил их из дерева. Логично было бы предположить, что эпохе каменных обсерваторий предшествовала эпоха деревянных кромлехов, дольменов и менгиров.
      Согласно последним исследованиям археологов такая эпоха имела место быть, и самая древняя находка того периода, обнаруженная на Урале, насчитывает 9,5 тысяч лет.
      С древних времен по наш век Урал щедро одаривает человека своими богатствами, но и на чудеса он не менее богат. В 80-х годах XIX века появились на берегу Шигирского озера, что на Среднем Урале, золотоискатели, и никто из них не подозревал, какое сокровище найдут они здесь.
      Не слепила находка золотым отблеском и россыпью самоцветов, предметы из кости и рога, дерева и камня имели иную ценность. Их возраст составил 5 – 6 тыс. лет, и если бы предметы находились в земле, то давно бы превратились в труху, однако торф, в котором они были обнаружены, оказался прекрасным консервантом: в нем сохранились даже самые хрупкие из обнаруженных вещей.
      Наибольшую ценность в «шигирской коллекции» представляла пятиметровая деревянная фигура, названная впоследствии «Большим Шигирским идолом». Он и поныне считается крунейшей из когда-либо обнаруженных древних деревянных скульптур. Но больше всего поразил ученых возраст этого великана.
      Во время последней реставрации тридцать граммов древесины были отправлены в две разные лаборатории на радиоуглеродный анализ – самый на сегодняшний день точный способ датировки органических останков. Официальный возраст идола составил 9,5 тысяч лет! Египетских пирамид еще не было и в помине, а до появления шумеров в Двуречьи оставалось еще более З тысячи лет.
      Шигирский идол – прямое свидетельство того, что древний человек за много веков до возникновения первых государств с их религиями и обрядами возводил свои святилища и устанавливал в них изваяния богов, используя в качестве материала дерево. Как же выглядели храмы древних культов?
      Они представляли собой круглую, овальную или эллиптическую площадку, ограниченную рвами заполненными водой. Иной раз четыре рва, словно кольцами, окружали центральную площадку, и огораживал ее частокол из вкопанных в землю крупных древесных стволов.
      Самый большой храм под открытым небом обнаружен на территории Словакии: его диаметр равен 146 метрам, а внутреннюю деревянную стену когда-то составляли 400 массивных дубовых бревен. Древнейшие из таких сооружений ученые относят к 4 800 – 4 600 годами до н.э. Безусловно, за такой огромный период времен (почти 7 тыс. лет) дерево сгнило, валы сгладились, рвы распаханы, но именно на нынешних полях с воздуха хорошо заметны следы стен.
      С помощью аэрофотосъемки в Баварии обнаружены остатки пяти кольцевых храмов, один из них овальный, его большая ось равняется 106 метрам. Остатки древних святилищ найдены на территории Венгрии, Тюрингии, Бранденбурга, а в июне 1999 года уцелевшие следы кольцевого храма замечены в Польше.
      Каким же богам поклонялись в этих святилищах? Предварительные раскопки поставили археологов в тупик: никаких вещественных признаков, способных хоть каким-то намеком дать понять суть происходивших тут обрядов, не обнаружено; совершенно пусты внутренние площади, лежавшие в пределах рвов и частоколов; никакие жертвы здесь не приносились т.к. не найдено ни костей животных, ни черепков керамики, в которых могла бы находиться жертвенная снедь.
      При более тщательном исследовании руин храма в Баварии, удалось установить, что ворота, ведущие в ограду, имеют строго астрономическую ориентацию: в день зимнего солнцеворота (21 декабря солнце поворачивает на лето) первый луч солнца проходит через противостоящие друг другу ворота вдоль основной оси храма. Таким образом выяснилось, что люди, возводившие круглые святилища, поклонялись солнцу.
      Странствия народа солнцепоклонников длилось около двух тысяч лет, за которые им удалось одолеть расстояние в четыре тысячи километров, двигаясь с востока на запад. Преодолев узкий пролив, странники оказались на большом острове и принялись за строительство нового храма. Они возвели из земли и глины гигантский по тем временам высокий круговой вал диаметром около 100 метров и окольцевали его рвом пятиметровой глубины. Однако основной вход в новом святилище солнцепоклонники сориентировали точно по оси солнечного луча, первым озаряющего землю после ночи летнего солнцестояния. На этом стройка была прекращена, но, как ни парадоксально, это было только начало – начало истории строительства Стоунхенджа.
      Среди исследователей знаменитого кромлеха ходит предание, что Стоунхендж когда-то был деревянным. Почему бы и нет, ведь только через многие века (едва ли не тысячелетие) внутри земляного вала установили двумя кругами многотонные каменные глыбы и, скорее всего, это был иной народ, обладающий технологией обработки камня.

                                                    ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХ

      Определить возраст деревянных сооружений довольно просто: радиоуглеродный анализ, принятый археологами всего мира на вооружение, по деревянным останкам позволяет сделать это довольно точно. С каменными изваяниями дело обстоит сложнее, тем более если камень простоял на своем месте 5 тыс. лет.
      Его возраст можно определить по захоронению под стелой, по образцам керамики, найденным у его основания, по остаткам древних костров, костям жертвенных животных. А если, как мы говорили выше, земля под камнем чиста, каким образом можно определить его возраст? В таком случае на помощь приходит астрономия.
      Представим себя долгожителями, которые поселились на Северном полюсе и прожили там 16 000 лет начиная с 8 000 года до н.э. до 8 000 года н.э. За этот период мы стали бы свидетелями удивительной картины: полюс мира, оказывается, двигается по небу, описывая окружность, в связи с чем меняется Полярная звезда. Приблизительно в 7 000 году до н.э. Полярной была (тау) Геркулеса; в 2 600 до н.э. звезда Тубан или (альфа) Дракона; в наше время полюс совпадает с (альфа) Большой Медведицы, которую мы называем Полярной. Двигаясь дальше, полюс мира более чем через 2 000 лет будет находиться рядом с (гамма) Цефея, а к 8 000 году – в Алдерамине, (альфа) этого же созвездия.
      Полюс мира – это вершина земной оси, и если точка полюса описывает на небе окружность, то сама ось, являясь, по сути, своей прямой линией, описывает в пространстве конус. Полный оборот земной оси происходит за 26 000 лет (25 920 лет). В связи с перемещением полюса мира изменяются условия видимости созвездий: свыше 6 000 лет назад созвездие Креста было видно на широте Москвы, в настоящее время оно не восходит над горизонтом даже в Крыму, который расположен гораздо южнее; наоборот, сверкающая на нашем зимнем небе яркая звезда Сириус (альфа Большого Пса) около 10 000 лет тому назад не была видна. Прецессия – так ученые называют описанное нами явление – оказывает свое влияние и на точку весеннего равноденствия. Из-за вращения земной оси эта точка год за годом, век за веком перемещается по зодиакальному кругу. Более чем 2 000 лет назад солнце 21 марта восходило над горизонтом, находясь в созвездии Овна. Теперь оно восходит в созвездии Рыб, а в ближайшем будущем будет восходить пересекая созвездие Водолея. Потому астрологи говорят, что в современный период заканчивается эпоха Рыб и начинается эпоха Водолея. Используя зодиакальный круг, легко понять, что когда-то была эпоха Тельца и эпоха Близнецов, а в будущем придет время Козерога. Зодиакальные созвездия имеют на небе разную протяженность, потому для наблюдателя, считающего по ним время, эпохи будут занимать разное количество лет, в среднем же протяженность одной из них принято считать в 2 000 лет.
      Занимаясь изучением дольменов и менгиров, ученые обнаружили на них так называемые «чашечные» узоры. Не сразу стало понятно, что означают такие рисунки, пока расположение чашек на каменной плите не сравнили с небесным рисунком созвездий, и оказалось: узор на камне – это созвездие, в котором появляется солнце в день равноденствия. Таким образом, смена звездных эпох запечатлена на камне и может служить нам своеобразной датой его установки, хотя, надо признать, довольно приблизительной.
      Чашечные изображения созвездия Овна преобладают в мегалитической культуре древности, т. е. можно предположить, что она возникла приблизительно 2 000 лет назад до н.э. Именно в этот период возникают первые древние государства, закладываются основы земной цивилизации и современной науки. Достаточно сказать, что в наше время астрономы называют точку равноденствия точкой Овна. Возможно, 2 000 лет назад точку равноденствия называли точкой Тельца, а в эпоху Тельца именовали точкой Близнецов – все эти созвездия тоже встречаются среди чашечных узоров, хотя не так часто, как Овен.

                                                         СТРОИТЕЛИ

      Кто же был строителем каменных менгиров, дольменов и кромлехов?
      Если исключить деревянные святилища, о которых мы говорили и которые принадлежат народу Древней Европы, то единственным народом, претендующим на роль умелых каменотесов, будет народ мореходов, следы которого обнаружены практически во всех культурах и цивилизациях древности.
      Чтобы полнее представить себе цивилизацию мореходов, мы отправимся на Мальдивский архипелаг, атоллы которого расположились цепью с севера на юг в северной части Индийского океана. С глубокой древности здесь пересекаются многие морские пути, в связи с чем острова представляют собой большой интерес для археологов и огромное значение для истории мировой цивилизации. С осени 1982 года по февраль 1984 на Мальдивах проводились археологические раскопки и этнологические исследования экспедицией под руководством известного норвежского путешественника Тура Хейердала. Практически произошло новое открытие древней истории атоллового архипелага, которой Хейердал посвятил отдельную книгу «Мальдивская загадка».
      Легенда и предания мальдивцев рассказывают о народе мореходов, жившем здесь задолго до прихода индуистов и буддистов. Звали этих людей «редины», и обликом они очень были похожи на европейцев: белая кожа, тонкие носы с горбинкой, голубые глаза, рыжие (либо русые) волосы они завязывали в узел на затылке. Редины поклонялись изваяниям, изготовленным из камня, и строили «хавитты» – храмы, ориентированные по сторонам света.
      Прежде чем начать строительство святилища, она насыпали холмы из коралловой крошки, потом облицовывали их плитами и возводили ступенчатые пирамиды. На протяжении веков хаввиты перестраивались неоднократно сначала индуистами, потом буддистами. Старыми оставались лишь фундаменты, некоторые из них раскопали археологи экспедиции Тура Хейердала.
      Ученым посчастливилось обнаружить отдельные камни с высеченным на них изображением крылатого светила, из чего последовал вывод: кроме всего прочего, редины были солнцепоклонниками. Строительство ступенчатых храмов и изображения крылатого солнца ставили цивилизацию мореходов на один уровень с самыми древними цивилизациями Земли, которым также были характерны подобные культурные черты и можно сказать с уверенностью, что редины в тесном контакте со своими соседями. Кроме того, как бы парадоксально это ни звучало, некоторые характерные черты культуры мореходов роднят их с народами, живущими совсем в ином полушарии нашей планеты.
      Почти у каждой хавитты на островах Хейердал обнаружил ритуальные бассейны круглой или квадратной формы, сложенные из коралловых блоков. Блоки, имеющие порой довольно сложную форму (пятигранник, шестигранник и пр.), были подогнаны так, что меж ними нельзя протиснуть лезвие ножа. Достаточно сказать, что пресная вода не уходила из этих резервуаров, а стены их были отполированы до зеркального отражения, и создавалось впечатление, что бассейны высечены из единого монолита. Такого совершенства не достигли ни одни каменщики Европы, но подобную кладку делали жители Перу – западное побережье Южной Америки – до возникновения империи инков и каменщики острова Пасхи. И еще: по утверждению Хейердала, скульптуры острова Пасхи вполне могли быть портретами мужественных и смелых мореходов.
      Статуи острова, как мы их знаем, лишены глаз, но в законченном виде статуя имеет большие, голубые, миндалевидные глаза, и на ее голову надета «шапка» из красного туфа, которая на самом деле представляет собой рыжие волосы, связанные в узел на затылке, а ведь именно так мы только что описывали облик рединов. И наконец, следует обратить внимание, что имена народа Мальдив и народа Пасхи перекликаются между собой: «редины» – на языке мальдивцев, «рингрим» – на языке пасхальцев, что в переводе с этого языка означает «ухо» – прозвище, данное мореходам за обычай удлинять мочки ушей. На Мальдивском архипелаге такая традиция дожила едва ли не до наших дней.
      Интересный факт: археологи экспедиции Хейердала обнаружили в лагуне одного из островов осколки керамики, которая вышла из употребления около 2 000 года до н.э. Исключено, что горшки были изготовлены на самих островах. Но тогда откуда они родом?
      Узор веревочкой на сыром глиняном изделии наносили древние айны, предшественники японцев. Они являлись основным населением Японских островов в указанный выше исторический период, и ныне в археологии их культура носит название «дзёмон» – веревочный узор.

                                                        ЗА СТО МОРЕЙ…

      Япония и Мальдивы – огромные морские просторы разделяют их. Возможно ли, что редины совершали столь большие морские походы? А что необходимо для такого похода?
      Прежде всего, надежное судно. Согласно исследованиям Тура Хейердала, самыми надежными кораблями древних времен были корабли, изготовленные из тростника. Норвежский мореход испытал такие суда, предприняв переходы через Атлантику на ладьях «Ра I» и «Ра II».
      Главное качество такого корабля – он абсолютно не потопляем. Они не имеют полого корпуса, в который могла бы поступать вода, а связаны из двух тростниковых сигарообразных бунтов и при любых погодных условиях вода просачивается сквозь связки корпуса, не в силах залить и потопить его. Во-вторых, попадая в морскую воду, тростник становится еще крепче, и хотя во время волнения корпус изгибается в такт набегающим волнам, они не грозят ему крушением. В-третьих, такое судно можно сделать любого размера, лишь бы у команды хватило сил соединить две «сигары» корпуса.
      Следующее условие для большого морского перехода – выносливость самих мореходов.
      На Мальдивах до сих пор рассказывают ужасные предания о страшном танце рединов. Они швартовались у острова, где их застал закат, и вечером устраивали ритуальные пляски. Привлеченные весельем местные жители подплывали к острову, чтобы присоединиться к танцующим. Однако тот, кто вступил в круг рединов, не возвращался домой живым, утром его находили на острове мертвым. Откуда же возникла такая легенда?
      Предания гласят, что редины отличались миролюбием, но не во время своего ритуального танца «део». На языке мальдивцев, которые сами являются мусульманами, это слово означает «демон». Они утверждают: под звуки труб думари редины – мужчина и женщины – танцевали нагишом до изнеможения, а потом самые сильные из них занимались любовью, ведь ритуал носил сексуальный характер и «сопровождался соответствующими действиями». Безусловно, для людей иной веры такое действо сравнивалось с демоническими плясками, но, с другой стороны, «део» у индусов означает «бог» и, возможно, редины были родственным им народом, потому танец с их точки зрения был божественным ритуалом.
      Конечно, некоторых мальдивцев привлекала такая распущенность рединов, и они тайком от сородичей направлялись на остров. Однако сексу, как мы уже знаем, предшествовал изнуряющий танец, и чужаки просто не выдерживали нагрузки, до телесных утех не доходило. Для самих же рединов део играл роль своеобразного «естественного» отбора: от сильнейших танцоров рождалось выносливое потомство. Отсюда вытекает хорошая физическая подготовка мореходов: островитяне рассказывали, что редины передвигались от острова к острову очень быстро, используя весла и мастерски владея парусом.
      Теперь встает вопрос о питании во время перехода. Понятно, что на протяжении всего пути можно ловить рыбу и питаться ею, однако есть угроза заболеть цингой из-за отсутствия витаминов. Потому в начале XVIII века моряки брали с собой в поход лимоны, которые, прежде всего, богаты витамином С. Например, знаменитый капитан Джеймс Кук брал эти цитрусовые с собой в плавание, чтобы избежать возникновения цинги у моряков.
      Предания гласят: лимоны (лумбо) играли важную роль в рационе рединов. Когда на архипелаге появились первые мальдивцы, редины старались не контактировать с ними, однако, несмотря на такое положение вещей, мореходы возвращались на острова за цитрусовыми.
      Осталось решить вопрос с водой. Некоторый ее запас хранился в емкостях на борту, но, если возникала критическая ситуация, например, воды не хватило или емкости смыло в море, как мореходы поступали в этом случае?
      Жители Полинезии, раскинувшейся на просторах Тихого океана, подобно мореплавателям древности, совершали путешествия на очень большие расстояния, используя для этого двухкорпусные лодки – некое подобие катамарана. Исследователей всегда интересовало, как полинезийцы запасаются для дальнего перехода от острова к острову, и основным вопросом было водоснабжение.
      Джон Стайр, проведший семь лет на острове Самоа в первой половине XIX века (1838 – 1845 гг.), уже на склоне своих лет, в 1897 году, выпустил книгу: «Древнее Самоа, или Обломки крушений из Тихого океана». Вот что он сообщал: «В ответ на мой вопрос: случалось ли в пути испытывать недостаток воды? – мне говорили, что ранние путешественники всегда брали с собой запас листьев определенной травы или растения как средство для уменьшения жажды при путешествии. Жуя листья этого растения, она находили, что в определенном количестве могут пить морскую воду с известной безвредностью для себя, утоляя таким образом жажду». Аборигены так и не открыли тайну растения, ссылаясь на то, что название его давно забыто. Однако, скорее всего, они просто не хотели открывать чужаку секрет ремесла, передаваемый из поколения в поколение.
      Отправляясь в долгое плавание, подобным средством могли пользоваться и древние мореходы, а значит, они не испытывали особых проблем с пресной водой.
      Тур Хейердал, знавший о трудностях дальних переходов на камышовой ладье не понаслышке, постоянно задавал себе вопрос: если мы, новички «камышового мореходства», успешно пересекли океаны, наверно, то же вполне могли сделать многоопытные мореходы древности?
      «Это были искусные судоводители: на легких каноэ они преодолевали гигантские водные пространства. Отличные пловцы: порой они бросались в воду и дальше плыли рядом с каноэ, держась рукой за борт, тем самым облегчая суденышко и охлаждая тело. Бесстрашные охотники: они не боялись акул и умели с ними сражаться. Блестящие знатоки моря: они умели предсказывать погоду по характеру зыби и угадывать течения, чувствуя малейшие изменения в воде под каноэ», – рассказывает о полинезийских мореплавателях исследователь В. Бабенко. В своей статье «Навигация по звездам и каури» он отмечает, что мореходы Тихого океана были превосходными навигаторами: они прекрасно ориентировались по солнцу и звездам. Кроме того, они создавали свои карты, не похожие ни на какие другие карты в мире. Такие карты не рисовались на папирусе, коже или деревянной дощечке: сначала из высушенных волокон пандуса и пальмовых листьев сплеталась хитроумная решетка, потом в определенных местах навигатор усеивал ее ракушками каури, и карта готова. Узловые точки решетки – «перекрестки» – давали понятие о постоянных течениях и господствующих ветрах, а раковины обозначали атоллы и рифы.
      Атолловый остров не так высок, можно пройти рядом и не заметить берега. Только верхушки кокосовых пальм выдают присутствие земли, потому белоснежные хавитты рединов служили еще и маяками. Такой сияющий на солнце знак был виден издалека, а в ночное время на его вершине можно было разжечь огонь и направить камышовые суда в лагуну родного атолла. Являясь солнцепоклонниками, прекрасно ориентирующимися в пространстве, знающими астрономию, мореходы вполне могли отмечать свой путь, возводя на высоких берегах менгиры и дольмены, тем более что мы убедились – равных им каменотесов в то время не было.

                                                       ЛАДЬЯ СОЛНЦА

      Так странствовали мореходы на обширных просторах Мирового океана. Но неужели они не проникали вглубь материков, используя реки как естественные водные дороги?
      Мы знаем о чудных камнях, стоящих на берега рек, в местах, где народы степей и лесов перетаскивали волоком от реки к реке свои ладьи, и история этих камней теряется в глубине веков, не оставив ни легенд, ни преданий. Это, конечно, не значит, что нет никаких исторических свидетельств проникновения народа моря вглубь земель. В поисках его следов нам помогут наскальные рисунки, распространенные от Амура до берегов Финляндии, на которых запечатлена так называемая «солнечная ладья».
Рисунок № 3

      Она представляет собой высеченное на камне изображение лодки с загнутыми кормой и носом и солнечным диском над ней или на носу судна. Исследователи утверждают, что для многих древних народов был характерен культ Солнца, однако странно то, что, за редким исключением, на всех рисунках ладья изображена абсолютно одинаково.
      В разных культурах древности суда делали различными способами: одни вырубали долбленку из целого ствола, другие натягивали на круглый каркас шкуру животного, – и охотник наверняка изобразил бы под солнцем свое круглое суденышко. Такой поступок был бы вполне уместен для его солнечного культа.
      Исследователи возражают: миф о солнечной ладье пришел из Египта и передавался от народа к народу в течение веков. Если бы в мире было все так просто… Вспоминая историю крещения Руси, нас одолевают сомнения в победоносном шествии легенды о боге Ра среди совершенно иных, нежели египтяне, народов.
      А если предположить, что художник изобразил именно то, что видел своими глазами? Если он был из команды морских бродяг-солнцепоклонников, то все становится на свои места и выглядит более реально: человек, досконально знающий строение своего судна, сделал реалистичный рисунок с натуры.
      Однако мы удостоверились и в том, что огромную роль в жизни мореходов играл их ритуальный танец део, посвященный верховному божеству. Значит, необходимо найти на скалах рядом с рисунками солярной ладьи изображение танцующих людей. Это было бы замечательным подтверждением нашей гипотезы! На поиски таких рисунков мы отправимся в Кобыстан, расположенный к западу от Апшеронского полуострова, между руслами рек Сумгаита и Пирсогата.
      Со времен глубокой древности до позднего средневековья люди, проживавшие здесь, делали на скалах гравюры и поклонялись самым древним из них, которые, по мнению исследователей, насчитывают десяток тысячелетий. Есть среди прочих изображений Кобыстана своя солярная ладья: светило украшает нос судна, как это принято в Египте. Здесь же есть рисунки множества судов, но не имеющих к солярному изображению никакого отношения, т. е. они изображены отдельно. Эти суда – участники морских сражений, запечатленных на скалах: на гравюрах можно увидеть, как вооруженные воины на своем судне догоняют и атакуют ладью с безоружными людьми.
      Самое известное из подобных батальных изображений расположено на берегу Красного моря. На нем египетские суда атакуют корабли из мифической страны Дильмун. Когда Тур Хейердал впервые увидел рисунки Кобыстана, он был поражен схожестью их с рисунками Красного моря.
      Но еще больше в Кобыстане поражают зрителя сцены танцующих людей: мужчины в набедренных повязках, женщины украшены татуировкой по всему телу, – подобное встретишь только в тропиках и на островах Тихого океана, а в других местах бывшего Союза или где-либо в Европе не встречается. Мы же слышали о танцующих мореходах в преданиях Мальдив: не каждый посторонний мог выдержать их танец део. Вероятнее всего, именно редины устроили ритуальные пляски на берегу Каспийского моря, т.к. история не располагает сведениями о каком-либо другом народе, который поклонялся бы солнцу, строил ладьи с загнутыми носом и кормой и, ко всему прочему, щеголял в набедренных повязках жителей тропиков.
      Следует заметить, что Мальдивский архипелаг расположен недалеко от южной оконечности Индии и, в частности, штата Керала, занимающего большую часть Малабарского берега. Здесь, близ селения Марайюр, есть местность известная как «страна дольменов», поскольку она изобилует множеством вертикально поставленных камней с перекрытием из каменных плит. В 80-х годах теперь уже прошлого столетия индийский ученый Падманабхан Тампи обнаружил в окрестностях села грот с настенными росписями. Рисунков много, и они разноплановые, самые ранние из них относятся к 8 000 – 7 000 годам до н. э. (эпоха мезолита), а самые поздние – к 300 году н. э. Главное: среди множества изображений есть изображения танцующих людей. Если учесть, что штат Керала и Мальдивы расположены сравнительно недалеко и находятся на пути древних мореходов, то не вызывает сомнения, кто изображен на стенах грота.

                                            ДИЛЬМУН – ЛЕГЕНДА МОРЕЙ

      Где же была родина этих отважных мореходов?
      Мы вскользь упомянули о стране Дильмун – так называли шумеры страну, откуда приходили тростниковые ладьи с товарами, и одним из основных товаров дильмунцев была слоновая кость. Исследователи до сих пор спорят о местонахождении легендарной страны. Кто-то утверждает, что это архипелаг Бахрейн, расположенный в Персидском заливе, однако там нет слонов.
      Американский шумеролог Крамер утверждает, что под Дильмуном подразумевается Индия, где существовала протоиндийская цивилизация Хараппы с развитым культом воды, мореплаванием и приручением слонов. Культура долины Инда имела связи с городами Шумера, однако в самом Шумере протоиндийская держава была известна под названием «страна Мелухха» и к священной земле не имела никакого отношения.
      Обратимся к глиняным табличкам шумеров и выясним, что же говорится о стране Дильмун в древних клинописных текстах, обнаруженных в Ниппуре:
                                                В Дильмуне не каркает ворон,
                                                Не кричит дикая курица,        
                                                Не убивает лев,
                                                Не хватает ягненка волк,       
                                                Нет диких псов, пожирающих козлят,
                                                Нет кабанов, пожирающих зерно. 
                                                Солод, что вдова рассыпает на крыше,
                                                Птицы небесные не поедают.     
                                                Голубь не прячет голову.
                                                Нет больных, говорящих: «У меня болят глаза»,
                                                Нет старух, говорящих: «У меня болит голова»,
                                                Нет стариков, говорящих: «Я старик».
      Страна Дильмун скорее напоминает смиренное кладбище, где царит тишина и тем более там нет больных и старых. Давайте разберемся с ее описанием, используя все приобретенные нами знания.
      Первое, на что хочется обратить внимание: полное отсутствие животных в этой стране. Странно, не правда ли? «Не каркает ворон», «не убивает лев», не слышно дикой курицы, не охотится волк, нет птиц небесных, и только вдова рассыпает на крыше солод – сырье для хмельного напитка. В Индии ритуальный пьянящий напиток называли сомой и употребляли во время религиозных обрядов.
      Допустим в описании страны Дильмун изображена «страна дольменов», расположенная в штате Керала. Что очень важно, здесь нет ни единого кромлеха, дольмены стоят отдельно друг от друга, и становится понятным отсутствие зверей. Подобные комплексы устанавливаются в аномальных зонах и даже опахиваются, защищая таким образом священные камни от скотины, для которой влияние зоны губительно.
      Во-вторых, подношение в виде солода – это нечто вроде подношения вина богам. Еще помнится обряд, когда перед питьем хмельного, люди плескали из кубка в огонь, совершая подношение богам. До сих пор на могиле усопшего мы оставляем полную стопку с краюхой хлеба. Подношение солода, на наш взгляд, играет ту же самую роль, ведь не зря в тексте говорится именно о вдове.
      И наконец, в-третьих: нет в этой стране ни больных, ни старых.
      Мы не знаем, как хоронили мореходы своих усопших. Возможно, они не знали, что такое старость и болезни: гибли во время танца, походов, в бою, но вряд ли доживали до глубокой, немощной старости. Основную массу народа моря составляли крепкие молодые мужчины и женщины, и в городах иных цивилизаций не могли не обратить внимания на такой факт, отсюда и родилась легенда.
      Из всего, что нам удалось выяснить, можно сделать вывод: страна Дильмун – ритуальный комплекс, о котором древние мореходы рассказали шумерам, а те записали их сведения. Быть может, так родился миф о рае, а ведь именно от шумеров мир узнал и предание о всемирном потопе.
      Вот и все, что нам пока известно о мореходах. Каждый обжитый ими остров, побережье, устье реки было их родиной, родиной морских кочевников. Нам кажется, неслучайным и то, что своим пристанищем на Каспии они выбрали именно Кобыстан. История гласит: гораздо позже, когда минули тысячелетия, на острове Дуван, расположенном напротив Кобыстана, в IX – XI веках устроили одну из опорных баз русы во время своих набегов на Закавказье и Табаристан (Северный Иран). В Каспийское море они проложили два пути: по реке Ея и другим, тогда полноводным, а ныне обмелевшим рекам: в Куму, впадающую в Каспий с севера, по Риони или Аджарисцкали через перевалы в Куру. Но все дороги приводили их к острову Дуван, название которого с персидского на русский переводится как «суд», а у казаков означает «дележ», «место дележа». Получается, что остров на протяжении тысячелетий был местом отдыха мореходов, одним из важнейших узлов водных путей древности.
      Наш Крымский полуостров едва ли не со всех сторон окружает вода и мореходы из страны Дильмун или из Египта не могли миновать его стороной, если в своих солнечных ладьях двигались на север. Найдем ли мы какие-нибудь следы мореходов-солнцепоклонников на нашей земле?

                                                 ТАЙНА КАРАБИ-ЯЙЛЫ

      «Глубина шахты 25 – 30 м, отвесные стены, спуск на «бельевой веревке», и мы на дне колодца. Мрак, под ногами зимний плотный снег, мокрые стены сплошь покрыты лишайниками, прохладно, кругом капает, со стен стекают струйки воды. Тщательный осмотр стен позволяет обнаружить три группы знаков, тонко процарапанных на поверхности плотного мраморовидного известняка. Рисунки своеобразные, геометрического стиля, аналогии в Крыму не имеют и не поддаются расшифровке. Среди них усложненные геометрические фигуры, загадочные по своей конфигурации изображения, резные линии в сочетании с небольшими ямочными углублениями, рисунки, напоминающие человеческие фигуры, деревья, корабли, солнце, кресты и т. д.», – такую запись сделал в своем полевом дневнике в августе 1963 года исследователь Крымского полуострова Аскольд Щепинский. Прежде всего, хочется обратить внимание на «резные линии в сочетании с небольшими ямочными углублениями».
      Выше мы уже говорили, что подобные изображения украшают плиты и столбы мегалитической культуры. Они представляют собой рисунки созвездий, в которых появляется солнце в день весеннего равноденствия. Возможно, Аскольд Щепинский видел не единичное созвездие, а нечто вроде звездной карты того времени, выполненной древним художником, т. к. в своем дневнике исследователь говорит о множестве таких изображений. Надо отметить, что подобная гравюра в Крыму не единственная и, не располагая «чашечным» узором из шахты, мы попытаемся прочесть узор, украшающий каменную плиту, которая относится к кеми-обинской культуре полуострова (III – начало II тысячелетия до н. э.).
      В 1969 году у села Ближнее Боевое неподалеку от Феодосии под насыпью невысокого кургана обнаружен ряд погребений, в том числе кеми-обинских, с которыми связана находка интересной каменной плиты. Большая, размером 1,30 х 1,25 х 0,30 м, округлая в плане, явно обработанная по краям плита лежала близ центра кургана в небольшой яме с остатками жертвоприношений: костями человека, животных, обломками посуды. В центральной части плиты имелось прямоугольное отверстие размером 0,30 х 0,25 м, на верхней ее плоскости – 34 круглых углубления чашевидной формы. Диаметр этих углублений 3 – 5 см, глубина до 1,5 см. Быть может, на плите отображено какое-то из созвездий?
      Откроем звездную карту и, прежде всего, сравним расположение лунок на плите с созвездиями зодиакального круга. Практически сразу становится ясно, что «чашечный» узор похож на созвездие Близнецов:  (альфа) и (бета) соединены первой линией; (дельта) и (йота) – вторая линия, третья звезда над ними, видимо, (ипсилон); (ламбда) и (дзета) – третья линия, звезда, не связанная линией, (эпсилон); четвертая линия соединяет последние четыре звезды: (кси), (гамма), (ни), (ми).

Рисунок № 4

      Надо заметить, что созвездие и изображение немного отличаются друг от друга. С чем это связано? Во-первых, сам художник мог допустить неточность. Возможно, он не стремился к копированию и Близнецы играют здесь роль некоего символа – символа бога, символа рода, к которому принадлежал погребенный. Во-вторых, по прошествии эпох рисунок созвездий постепенно меняется, звезды смещаются и, вероятно, во время создания «чашечного» узора на плите Близнецы выглядели именно так. В-третьих, человека, хорошо знающего контуры созвездий, смутит вторая тройка звезд на изображении. Оно не совсем вяжется с Близнецами, но очень похоже на созвездие Малого Пса, расположенного рядом. Тогда получается, что художник включил в контуры одного созвездия звезды соседнего с определенным умыслом, о котором мы можем только догадываться.
Рядом с четвертой линией звезд на плите обозначен небольшой серпик. Скорее всего, это Луна в своей первой фазе. К чему бы художнику понадобилось такая подробность, если в остальном он допустил много неточностей и даже совместил два созвездия?
      Попробуем разобраться при помощи подвижной карты звездного неба. Допустим, резчику понадобилось зафиксировать какое-то событие, и он отразил на своей гравюре его время, как часы фиксируют время своими стрелками. Созвездие лучше всего видно, когда оно расположено в зените. По карте выявляется, что Близнецы находятся в зените в день зимнего солнцестояния или солнцеворота – 21 декабря в полночь! Сам по себе день знаменательный: Солнце поворачивает на весну, да еще зарождающийся месяц в зените рядом с созвездием. Вот что зафиксировал художник!
      Размер плиты не позволил ему изобразить рядом с Близнецами созвездие Малого Пса, и он их соединил. Однако картина полуночи на день солнцеворота была бы неполной, если бы художник не отметил на плите звезду Регул (альфа) Льва: ее представляет одиночная лунка слева от Близнецов.
      Интересно и то, что созвездие Близнецов 21 декабря восходит над горизонтом в час полного заката Солнца и скрывается из вида, когда первый луч светила озаряет небо 22 декабря. Вот сколько любопытной информации раскрыла нам гравюра на плите кемиобинцев!

                                                 КОРАБЛЬ-ПОЛУМЕСЯЦ

      Теперь поговорим о корабле, изображение которого обнаружил Аскольд Щепинский в шахте на плато Караби-яйла.
      Сразу бросается в глаза необычная форма корпуса судна – в виде полумесяца. В древности только одни корабли имели подобную форму корпуса – корабли Древнего Египта. Этим они отличались от тростниковых судов страны Дильмун, которые имели круто загнутые нос и корму.
      Тур Хейердал отмечает: первые египетские корабли изготавливали из папируса, они имели форму полумесяца и были способны выдержать морское путешествие. Связка тростника была гораздо крепче бревна того же диаметра, такому кораблю нестрашны были морские древоточцы, а форма делала его более быстроходным, чем плот.
      Со временем египтяне отказываются от папируса и строят суда с полным корпусом из дерева. Сохраняется лишь форма корпуса корабля – в виде полумесяца, но теряются мореходные качества. На них можно было ходить вверх и вниз по Нилу, в море же такие суда грозили экипажу крушением.
      Вот что пишет Хейердал о ладье фараона Хеопса, найденной у подножья знаменитой пирамиды: «Первоначально связавшие конструкцию веревки протерли на дереве борозды, свидетельствующие о том, что корабль Хеопса немало поплавал, это не «солнечная ладья», предназначенная исключительно для погребального ритуала. Однако совершенные мореходные обводы (форма корпуса корабля. – Н. Н.) ладьи – обман, она рассыпалась бы при первом же столкновении с морской волной.

      Этот парадокс кое-что говорит нам об истории мореплавания. Изысканные специализированные обводы ладьи Хеопса – но только обводы – явно отрабатывались с расчетом на плавание в океане. Поперечные и продольные дуги, высоко и элегантно изогнутые кверху нос и корма – все это характерные черты морских судов, скользящих через прибой и могучие океанские валы. И однако же фараон Хеопс, живший около 5 тыс. лет назад на тихих берегах Нила, повелел сшить из тщательно пригнанных досок корабль, не ведая о роли шпангоутов, так что получилось судно, способное выдержать лишь речную рябь, хотя его конструктивная форма не была потом превзойдена ни одним морским народом. Нет сомнения, что превосходные обводы фараоновой ладьи – плод творчества корабелов, за плечами которых была долгая мореплавательская традиция, и столь же очевидно, что обводы эти во всем повторяли конструкцию более древней папирусной ладьи». Подытоживая все вышесказанное, норвежский исследователь утверждает: «Конструкция папирусной ладьи уже была в совершенстве развита, когда фараоны первой династии начали сооружать пирамиды на берегах Нила».
     И вот мы видим египетское судно в одной из шахт Караби-яйла: квадратный одинарный парус, рулевая лопасть в виде лепестка и человекоподобный силуэт рядом. Возможно, во времена кеми-обинской культуры, о которой мы уже говорили, египтяне достигли Крыма, и прибыли они на парусной ладье.
      Не менее удивителен и другой факт. Выше мы рассказывали об осколках керамики, обнаруженной экспедицией Хейердала на Мальдивах и о характером веревочном узоре на них. Было сказано, что древние айны в Японии изготавливали такую же керамическую посуду, и потому исследователи нарекли эту культуру «дзёмон» – веревочный узор.
      Что же касается Крыма, то здесь существовала своя древняя «веревочная культура»: в первой половине II тысячелетия до н. э., т. е. примерно одновременно с дзёмон люди так называемой «катакомбной культуры» изготавливали подобную керамику, и вполне возможно, что среди найденных черепков Мальдивского архипелага есть осколки родом из Крыма. Археологам необходимо сделать химический анализ найденной керамики и сравнивать ее с образцами их разных стран.

      Это последнее, о чем нам хотелось рассказать. Странствуя по всему земному шару, мы нашли причалы мореходов-солнцепоклонников и святилища Солнца. Будь то деревянный храм в степи или каменный кромлех на острове, дольмен на морском берегу или менгир над рекой – все они были великими творениями наших предков, своеобразными причалами небесной ладьи Солнца. Как нелепо теперь звучит высказывание о «первородной» глупости древних пращуров! Космос играл не последнюю роль в их жизни, но не наставлением мудрого пришельца учил он свое мыслящее творение – человека. Космос заставлял его прислушиваться к гармонии окружающего Мира, чувствовать вибрации, познавать мудрость и идти вперед, вооруженным не столько знанием, сколько умением видеть и слышать, умением гармонично вливаться в созвучия Мира и тем совершенствовать его, участвовать в его сотворении.




   © Copyright. All rights reserved. © Все права защищены.
   © Все права на произведения принадлежат их авторам.
Информация на сайте выложена только для ознакомления. Любое использование информации с коммерческими целями запрещено. При копировании ссылка на сайт www.fantclubcrimea.info обязательна.


Цитирование текстов возможно с установкой гиперссылки.
Крымский клуб фантастов пригашает авторов к публикации в журнале или приехать на фестиваль фантастики