Крымский клуб фантастов
Главная
Авторы
Произведения
Журналы клуба
Книги
Фестиваль
Друзья клуба
Контакты



Главная страница сайта

Отзыв на рассказ Валерия Гаевского «Орфей совершенный»
(рассказ опубликован в журнале «Искатель.Украина» №№ 3.4, 2014 год)
    
     С детства люблю масштабную фантастику, заставляющую задумываться, открывать душу надбытовым, грандиозным сферам. Когда читаешь такое, невольно чувствуешь себя причастным к вселенским процессам, не «тварью дрожащей», а человекобогом. Ведь это мы, именно мы, смертные потомки вчерашних обезьянолюдей, уже вырвались к границам Солнечной системы и заключили пакт с атомным демоном, столь же опасным, сколь и полезным; а что будет дальше?..
     Однако подобная фантастика, главным образом, рассказывала о предметах хоть и колоссальных, кружащих голову размахом, но, как правило, столь же и прагматичных. Завоевание иных планет, путешествие в недра Земли, перестройка человеческого организма, создание целых армий роботов различного назначения… Но где же искусство? Где романтика, лирика, вольный полёт чувств? В конце концов, творческое безумие? Неужели им не будет места в рационализированном завтрашнем мире?..
     Первой «ласточкой» фантастики об искусстве стал сборник «Музы в век звездолётов», выпущенный в Москве ещё в 1969 году. Там можно было прочесть и обаятельный рассказ Рэя Брэдбери о том, как ради написания гениальной космической эпопеи был ненадолго переброшен в будущее талантливый писатель Томас Вулф, и весьма ироничную вещь Андре Моруа  «Путешествие в страну эстетов», и грустную, чисто японскую фантазию Массами Фукусима, предвосхитившую нынешний виртуальный мир – «Жизнь цветов коротка»… Но — не прилетали на нашу кровлю другие ласточки, покуда, полвека спустя, не появился рассказ Валерия Гаевского «Орфей Совершенный».
     Прежде всего, он тоже говорит о предмете исполинском, чудовищном по своим масштабам. Но это — принадлежность музыканта! «Чтобы построить Инструмент, Цоар Влюблённый приказал пробить три сквозных туннеля, каждый по восемь километров длиной. Огромными раструбами туннели эти заглатывают буйные ветра севера и подводят их к наклонным шахтам с другой стороны гор, в террасированную долину. Каждая наклонная шахта – это несколько регистров Инструмента. Шахт одиннадцать, и все они заполнены трубами, отлитыми из уникального золото-титанового сплава… Для игры на Инструменте требуется триста двадцать четыре исполнителя на клавишах – и, вероятно, не менее ста технических помощников для контроля работы всех узлов, сцепок, затворов, жалюзи…» Вот такой галактический орган осваивает герой рассказа, а в помощниках у него – таинственный ветер по имени Крушитель Сердца…
     Нет в рассказе ничего тривиального: ни обязательных в современной прозе, тщательно расчленённых трупов, ни погонь, ни кровищи, ни смачно выписанных альковных сцен. Есть лишь Космос далёкого будущего, освоенный и заселённый – похоже, не только землянами; лишь вдохновение артиста, музыкой преображающего миры. Потому и читать его так же просто и сложно, как слушать симфонию.
     Итак, располагаемся в горном амфитеатре. Сейчас зазвучит Инструмент Цоара…
    
                                                                                               Андрей ДМИТРУК, писатель

   © Copyright. All rights reserved. © Все права защищены.
   © Все права на произведения принадлежат их авторам.
Информация на сайте выложена только для ознакомления. Любое использование информации с коммерческими целями запрещено. При копировании ссылка на сайт www.fantclubcrimea.info обязательна.

Рекомендуем stolbik.ua. Римские шторы тут.
Цитирование текстов возможно с установкой гиперссылки.
Крымский клуб фантастов пригашает авторов к публикации в журнале или приехать на фестиваль фантастики