Крымский клуб фантастов
Главная
Авторы
Произведения
Журналы клуба
Книги
Фестиваль
Друзья клуба
Контакты



Главная страница сайта

Александр Жмайло (г. Бахчисарай)

 

Послания инока Андрея

 

Украина, Крым, Бахчисарайский район, скалистовская общеобразовательная школа, 1999-2000 учебный год.

Мне завтра надо рассказать ученикам, что такое православная икона.

Византийская, греческая, русская, украинская. В чем ее феномен, духовная сила, эстетическая ценность, историческая значимость. Позади восемь лет украинской независимости. Впереди будущее. Во славе достижений или небытия распада, а может тягучей пустоты бесконечного межвременья. Холодно и сыро на улице. Дома еще хуже. Два года жизник переселенца, скорее вынужденного, чем добровольного. Я один из тех кому «повезло» жить в «эпоху перемен». В прошлом уютная «двушка-брежневка» в теплой Азии,– в настоящем,– некое подобие жилища, гибрит суррогата и полуфабриката...Обустроить что заново построить. Темнеет... С улицы слышиться пьяное бормотание еще не допивших и удовлетворенное мычание «достигших нирваны». Молюсь...Господи, пронеси чашу сию мимо меня... Впереди лучик света, урок эстетического воспитания МХК, мировая художественная культура. Другой мир, измерение. Блистательная пароча царедворцев на миниатюрах, лохмотья странников в живописных сюжетах, запах имбиря и шафрана идущий от восточных ковров, таинственные шпили готической архитектуры и призывно-декадентский букет из дорогих папирос, чарующих духов богемных дам и дерзости мазков на полотнах авангардистов.

Миры, мирки, галактики и яркие звезды всех тех и того, чем создавался феномен цивилизации. Киев, Владимир, Суздаль, Псков, Новрогод и Москва. Созвездие иконописных школ. И икона всех икон — троица великого Андрея Рублева. В сознании возникают эпизоды из «Страстей по Андрею» гениального Тарковского, тоже Андрея...Перед глазами репродукции, открытки, книги...

Простой инок Древней Руси, Рублев,родился около 1370 года, а умер предположительно в 1430. Его лучшая, непревзойденная «Троица» создавалась между 1422 и 1427 годами для Троицкого собора Троице-Сергиевской лавры. Вся композиция пронизана чувством ритма, красочной гаммой и гармонией. Искусство Рублева было вершиной древнерусской живописи, в нем нашли свое завершение все лучшии тенденции Московской, Новгогордской и других местных школ. По словам видного искусствоведа А.Свирина «в нем полностью воплотился новый идеал, рожденный временем подьема и утверждения национального самосознания — идеал гармонической личности...»

Но кому все это? Общество переходного периода,города контролируемые «братвой» и главные из искусств для народа — кино ( боевики, триллеры.ужасы, порно), вино ( самогон и шмурдяки для быдла, вина и коньяки по 500 – 1000 у.е., для  «паханов» и олигархов) и домино ( наперстки для лохов, карты для шулеров и казино для новых русских, украинцев,эскимосов и других).

Кому все это? Уходящая совдеповская философия, пока еще непонятая религиозная и непринимаемая украинская независимость. Это Крым 90-х. А завтра очередной поединок с железобетонным скепсисом и цинизмом сельской молодежи. Их кредо – «а зачем все это? Есть бабло и связи , то ничего и не надо. Бухнул и «телку» завалил — это кайф, это цивилизация!».

А с репродукции смотрят смиренно, независимо и неприклонно, словно сфинксы, три ангела на чашу с головой агнца!

Чем же она притягивает эта икона?

Какой-то необычный. Бравурный строй композиции. Словно органная месса. Контрастное сочетание цветов, благородство и приподнятость. Блекнут другие «Троицы» перед рублевской. Да иконы, да, раритерты; да, самобытные школы.

А та, что от кисти Андрея — особенная, чем-то будоражит сознание.

В помощь беру книги по композиции, психологии цвета, свои курсовые работы Хабаровского института, конспекты времен училища и отличный научный труд «Картина классической эпохи» Даниэля. Он все обясняет просто — в основе всегда либо прямоугольник,круг, треугольник и их сочетания; зигзагообразные диагональные, дугообразные и их производные. Но эта композиция в «Троице» какое-то странное сочетание различных структур и форм, которые в свою очередь лишь части более сложной структуры. И странное «дежавю» – где-то я это видел...Чувствую все увереннее и увереннее. Беру карандаши, обвожу силуэты фигур и деталей...

Интересное место стол и промежуток между подставками для стоп. Это так называемая «обратная перспектива», характерная для всей византийской школы. То есть перпектива уходит вниз к основанию, а не в верх к горизонту. Почему?

Многие считают это издержками средневекового, ненаучного потенциала древних мастеров. Это далеко не так. Философия иконы строиться не на взгляде зрителя на харизматический обьект, а наоборот. Это философия «Высшей силы» смотрящей на зрителя (молящегося). Вы как бы видите, как на вас смотрят «от-туда» – Бог, Мессия, ангелы или святые. Поэтому перпектива обратная. Это просто феноменально! Обвожу карандашом далее по формам колен, спин. По абрису центрального ангела. Стол также неспроста прямо перпендикулярен своей горизонталью к вертикалям трех ангелов. Взгляд снова фиксирует треугольник, скорее равнобедренную трапецию, узкой частью вниз... Фантастика! В это трудно поверить, есть сложная структура!..

Это гербовый знак князя Киевской Руси Владимира.

Ныне герб Украины.

Вот это привет из глубины веков, вот это открытие! Сигнал от предков, посыл, шанс сделать Украину великой державой, лидером славянского мира. Невероятное, до странности точное совпадение контура трезуба со всеми линиями контура композиции Троицы. Особо явно совпадают и очертания колен, три вертикали фигур и даже венчающие очертания фигур над нимбами, едва различимые храм, дерево и холм, подтверждающие остроконечность трех верхних частей композиции призуба. Но что-то еще беспокоит, вернее напрашивается на расшифровку, это композиция цвета, явная доминанта желтых и голубых акцентов. Это цвета флага нашего государства. Ни много ни мало. Просто факт.

Чудесное присутствие элементов нашей государственной символики ко многому обязывает. Тризуб, до возрождения в 1991 году, как символ независимого, суверенного государства был утвержден гербом УНР (Украинской народной республики) центральной радой 22 марта 1918 года. С его изображением УНР выпускала почтовые марки, печатала деньги (гривны).

Тризуб стал элементом военной эмблематики войска УНР, главным атаманом, которого был Глава Директории Симон Петлюра. Также тризуб был символом  определяющим военную принадлежность УПА ( Украинской Повстанческой Армии, в советской трактовке – «бендеровцев»). Первыми памятниками изображения тризуба были серебрянные монеты Киевской Руси с портретом и именем князя Владимира и напдписью «Владимир на столе, и се его серебро». Также был найден сходжий символ на кипрпиче из развалин Десятинной церкви в Киеве.

Вот так тризуб рожденный в 10 веке, незримо присутствовал с 15 века в великом шедевре православной культуры и снова проявился как герб в начале и середине 20-го века, а в конце столетия стал гербом Украины, пройдя странный, таинственный круг от Великой Киевской Руси, через икону, принеся триумф и славу княжеству Московскому (Московии) расширившемуся до Российской империи и проявился в «Троице» в конце 90-х годов 20 века в Крыму, ставшему частью Украины в 1954 (год моего рождения) году. В Крыму, бывшему местом крещения князя Владимира, давшего свет христианства восточным славянам.

Божественый знак, призыв к мудрости, открывающий путь к славе.  При наличии мозгов в голове и смелости в сердцах, чего не всегда хватает нашим политическим лидерам. Любопытно и то, что методика которой воспользовался иконописец Рублев напоминает мою, о которой я рассказал на страницах альманаха «Фанданго».

Через мой артпроект «Нострадамус», язык визуальных символов и метафор подстверждают не только культовый характер «троицы», но и пророческое  предназначение, предсказание возрождения Украины, ее особой миссии в восточной Европе.

Готовясь к уроку МКХ около десяти лет назад я сделал наглядное пособие. На куске прозрачной пленки нарисовал краской контур герба Украины и приложил ее к репролдукции «троицы» из старого журнала. Это простейшее приспособление живо и сейчас. Я его хранил все эти годы, как подстверждение моего открытия.

На том уроке я показал этот «фокус» ученикам, предварительно рассказав об иконописи, ее истории и особенностях.

Совпадение заметили, не отрицали, но восторга не испытывали. Видно Бог в душах еще не поселился...Ничего, подождем...Бог вечен и времени у него много. Я отложил «большую презентацию» открытия на неопределенный срок, почти на десять лет. Сейчас обстоятельства сложились так,что я решил об этом все же написать. Видно время пришло.

                                                   Крым, Скалистое, декабрь 2008 года.

Послесловие

 

Эта икона меня не отпускает.

Смотрю на нее и появляются новые ассоциации. Если под предыдущими версиями я готов безоговорочно подписаться и стоять за них горой, то эта, последняя, сколь спорная столь и ошеломляющая. Как я указывал выше в цветовой гамме «троицы» доминируют желтые и голубые активные акценты расположенные буквально по всему периметру иконы. Есть легкий нейтральный фон и ненавязчивые дополнительные пятна. Однако, если посмотреть на их взаимное расположение, то проявляется следующее: сочетание голубой плащаницы центрального ангела и белого стола находятся в центе со смещением направо (восток).

Так же беловатая плоскость подставки для стоп и часть голубого облачения правого ангела находятся справа внизу (юго-восток), что соответсвует мсетоположению бело-голубого электората (центральная и восточная Украина, Крым).

Зеленая плащаница правого ангела, находящаяся справа  и к низу (юго-восток) может символизировать наибоолее мусульманскую часть страны — Крым.

Ангел слева  (на западе) имеет одежды сложного сочетания цветов: голубого с белыми бликами и пурпурными (холодно-красноватыми)тенями, одежда тяготеет к низу (юго-запад) и по спектру цветов напоминает национальный флаг русинов. Темно-пурпурное облачение центрального ангела смещено влево (на запад) в светах имеет пурпурные цвета и черные тона в глубоких складках.

Должен заметить, что темно-пурпурный цвет, это по определению А.Свирина «бордо», есть не что иное как смешение черного и красного цвета, это цвета флага подразделений УПА, особо почитаемой на западной Украине.

Вот такая история, господа!

Принципиальная схема расположения цветов на иконе точно совпадает с цветами проблемных электоральных областей  нашей страны.

Попробуйте это опровергнуть!

Андрей Рублев был не только гением, но и пророком.

Он написал икону о Боге в разных лицах, но едином и нераздельном, словно предупредил нас о том, что жертва за Украину уже принесена, и крови больше не нужно. Что залог ее благополучия и развития только в единстве и целостности.

Так угодно небесам.




   © Copyright. All rights reserved. © Все права защищены.
   © Все права на произведения принадлежат их авторам.
Информация на сайте выложена только для ознакомления. Любое использование информации с коммерческими целями запрещено. При копировании ссылка на сайт www.fantclubcrimea.info обязательна.


Цитирование текстов возможно с установкой гиперссылки.
Крымский клуб фантастов пригашает авторов к публикации в журнале или приехать на фестиваль фантастики