Крымский клуб фантастов
Главная
Авторы
Произведения
Журналы клуба
Книги
Фестиваль
Друзья клуба
Контакты



Главная страница сайта

Бесконечность по вертикали,
или
О восьмом Крымконе "Фанданго"
    
      Нумерология – тайнознание о числах и их влияниях на человеческие судьбы и космические события – определённо указывает на то, что число 8 – весьма двойственное число с непростым сакральным содержанием. Одна из его задач – обеспечивать контроль и стабильность, порядок во всём, так необходимый для управления "желаниями других чисел". Ещё одна сложность восьмёрки – в достижении равновесия между материальным и духовным, между чистотой и благосостоянием.
      Вероятно, именно под знаком поиска и утверждения равновесия проходил и наш, уже восьмой по счёту, Крымкон "Фанданго" (третий в Феодосии). Политический маятник, который столь драматично и трагично качнулся для Украины, к сожалению, отобрал у нас едва ли не два десятка потенциальных участников, не рискнувших приехать на фестиваль из опасений "ситуации вообще", "ситуации на границе с Крымом", а вернее всего сказать, "ситуации некоего рикошета". Под рикошетом можно понимать разное, но в нашем случае мы имели в виду обыкновенную человеческую неуверенность в безопасности брошенных камней (и не только камней, увы!): а вдруг заденет.
      Справедливости ради скажем сразу, что фантасты, привыкшие сами задевать в своих нередко острых произведениях (утопиях и антиутопиях, гротесках и пародиях) темы социальной справедливости, очень скоро смогли убедиться, что никаких рикошетов в Крыму не произошло, ну разве что на семинарах и диспутах по темам истории литературных утопий, блистательно развёрнутых в программе известного киевского фантаста Андрея Дмитрука.
      Однако всё по порядку. Итак… для начала – список участников (в хронологическом порядке регистрации):
1. Валерий Гаевский – собственно организатор (Севастополь)
2. Ана Дао – секретарь оргкомитета (Севастополь)
3. Юрий Иванов – главный редактор издательства "Шико" (Севастополь)
4. Олег Азарьев – редактор журнала "Чёрное море. ХХI век" (Симферополь)
5. Юлия Маркова – читатель (Симферополь)
6. Юлиана Маркова – юный читатель (Симферополь)
7. Ариолла Милодан – физик-теоретик (Симферополь)
8. Фёдор Бирючев – композитор (Симферополь)
9. Андрей Дмитрук – писатель, издатель журнала "Искатель. Украина" (Киев)
10. Виталий Новиков – писатель (Севастополь)
11. Дмитрий Бадаев – писатель (Харьков)
12. Игорь Ковлер – писатель, редактор журнала "Чудеса и приключения" и альманаха "Полнолуние" (Москва)
13. Лев Рябчиков – президент Крымской литературной академии (Симферополь)
14. Татьяна Плихневич – писатель (Киев)
15. Ксения Нели – писатель, пресс-секретарь оргкомитета (Феодосия)
16. Анастасия Литвин – писатель (Луганск)
17. Наталья Нисмианова – писатель (Севастополь)
18. Владимир Осадчий – писатель (Александрия)
19. Дмитрий Лазарев – писатель (Екатеринбург)
20. Александр Милютин – писатель (Севастополь)
21. Владимир Докшин – поэт, журналист (Судак)
22. Артём Козырь – писатель (Симферополь)
23. Александр Залесский – читатель (Симферополь)
24. Наташа Себастьен фон Киртан – читатель (Симферополь)
25. Юрий Симонов – писатель (Киев)
26. Виктор Фэй – художник (Санкт-Петербург)
27. Елена Коро – поэт (Евпатория)
28. Геннадий Карпов – коллекционер фантастики (Москва)
29. Алексей Тимиргазин – писатель (Судак)
30. Александр Диденко – сотрудник Санкт-Петербургской Академии живописи 
31. (Санкт-Петербург)
32. Александр Скуридин – писатель (Севастополь)
33. Сергей Малышев – писатель (Симферополь)
34. Галина Малышева – писатель (Симферополь)
35. Виктор Калюжный – писатель (Киевская область)
36. Евгения Блинчик – писатель (Симферополь)
37. Сергей Тряпша – читатель (Феодосия)
    Как уже стало доброй традицией, после регистрации и расселения на базе "Ай-Петри", участники оправились в дом-музей Александра Грина для проведения официального открытия фестиваля. Крылатое выражение Александра Степановича "Да здравствует ослепительное фанданго!", подхваченное основателями Клуба фантастов Крыма ещё в достопамятном 2003 году, нашло себя на обложке свежевыпущенного 22 номера фэнзина "Фанданго", где также был помещён известный портрет писателя с ястребом Гулем на плече. Символ женщины-птицы, давно ставший одним из логотипов издания и закономерно переросший в идею образа Имагинации – музы писателей-фантастов, – найдёт своё вещественное подтверждение позже, в день закрытия, когда Ариолла Милодан (физик и поэтесса, а также исполнительница культовых танцев Крымкона) преподнесёт со сцены феодосийского дворца культуры подарок гостям и организаторам – танец Имагинации под испанскую музыку и, таким образом, узаконит эстетику прежних конвентов, где обязательно присутствовал некий "живой символ". Несколько лет это был Феникс с его танцем "горения и вечного возрождения из пепла"… Примечательно, что именно в этом году идея "огненности" фестиваля была запечатлена в фирменных футболках, вложенных в оргпакет участника "Фанданго", и контур танцующей женщины-птицы, вписанный в русскую букву "Ф" по очертаниям напоминает всё ту же 8 – вертикальную бесконечность, или бесконечность по вертикали – парадигму творческого сознания фантастов.

    Геннадий Прашкевич так поприветствовал Крымкон своим творческим сознанием:
    «Друзья!
    Нас объединяет не только жанр.
    Он замечателен. Он прекрасен. Он делает мир волшебным.
    Но нас, в первую очередь, объединяют наши действия, наше активное отношение к миру.
    Мир прекрасен потому, что мы есть. Мир прекрасен потому, что мы делаем его похожим на наши мечты. Мы вместе – именно это делает мир волшебным!
    Убеждён, впереди ещё много встреч, в том числе на прекрасной крымской земле, где когда-то у моря я писал и свои вещи.
    Ваш –
    Геннадий Прашкевич
    (Новосибирск)»

    А вот какое посвящение прислал Алексей Корепанов, судивший поэтическую  номинацию конкурса «Фаншико»:
    Гуляют волны, и синеет даль,
    И ветер мчит со скоростью мустанга...
    Стартует новый крымский фестиваль
    С чарующим названием "Фанданго".
   
    Его участникам желаю от души
    Природой крымской вволю насладиться,
    Попеть, поспорить, побродить в тиши,
    Поплавать в море, местных вин напиться.
   
    "Фанданго" – фест на долгие года,
    О нём слагают песни, сказки, саги...
    Пусть муза с вами будет навсегда –
    Без "нации" её зовут – Имаги!
   
    А к вечеру начались прогулки по бесконечности, когда вспыхнули причальные огни феодосийской бухты, а небо не просветлело до звёзд, а сгустилось, и в его смутной дымчатой фрактальности вдруг проступили крылья мистических перламутровых ястребов, между которыми огненными венами стали вспыхивать молнии… Ночной дождь и гром над городом и морем никак не мог помешать десятку собравшихся на первый кулуар писателей… С балкона номера, где расквартировался Гена Карпов, наблюдалась эта ночная феерия "ослепительного Фанданго"… Танец исполняла сама природа.
    Утром в десять часов началась рабочая вахта Крымкона. Первыми на неё заступили организаторы с презентацией 21-го и 22-го номеров фэнзина. Эстафету подхватил Дмитрий Бадаев с ёмким докладом "Александр Грин: фантастика или символизм? Стилизация и преемственность сюжета на примере «Бегущей по волнам» и повести Джозефа Конрада «Конец рабства»".
    Мы знаем, что мэтр Грин даже оскорблялся, когда его творчество относили к фантастике. Наиболее компромиссным мнением литературоведов является признание фантастического элемента в романтической прозе классика. Конечно, о "строгой НФ", которая до сих пор в первую очередь ассоциируется с многогранным определением "фантастика", применительно к творчеству Грина говорить не приходится – и всё же возник на крымской земле такой литературный парадокс, что именно писателя-символиста посчитали своим духовным отцом современные мечтатели, назвавшиеся "клубом фантастов".
    Сравнение элементов бродячих сюжетов в произведениях Грина и Конрада открыло новые горизонты в восприятии художественных пространств-времён: оказывается, что миры разных творцов могут и пересекаться по своим энным измерениям, и вообще являться не более чем разными "результатами наблюдений" авторов, то есть исследователей, за единым исследуемым континуумом.
    Отдельной темой фестиваля прозвучала двухдневная программа Андрей Дмитрука, посвящённая литературным утопиям. Андрей Всеволодович подробно осветил эволюцию жанра с древнейших времён, когда утопия играла роль неотъемлемой части религиозного сознания; признаки жанра и классификацию его направлений, а также поднял острый вопрос о переходчивости признаков эвтопии и дистопии. Именно этот жанр фантастики является лакмусовой бумажкой развития научных взглядов теории государства и права и собственно правового сознания общества. Вспомним, что идеальные модели средневековых утопистов для современного сознания выглядят жуткими антиутопиями. А если экстраполировать в будущее? Это один из многих вопросов, оставляющих пространство для надежд и не получающих ответа.
    По мнению Андрея Дмитрука, обращение современных фантастов к "запылившемуся" было жанру может быть и интересным, и прогностическим, и авангардным, потому что научные открытия последних времён уже перешагнули грань невероятного, а социальные воззрения, пройдя разнообразнейшие тернии, уже обогатились немалым опытом не только словесных экспериментов...
    Не снимается с повестки дня и задумка проведения конкурса-семинара по романам-утопиям. Так что приглашаем авторов конструировать и прогнозировать.
    Насыщенную программу докладов продолжило выступление Татьяны Плихневич "Кецалькоатль и Кортес", подарившее фантастам не одну идею в области криптоистории. Загадочные верования и предсказания мезоамериканских индейцев – достойная пища для работы и дедукции, и фантазии.
    Лев Рябчиков поделился воспоминаниями о "солнечном человеке" Леониде Панасенко, рассказал о его творчестве и презентовал свой недавний сборник "Новые марсиане", вдохновлённый мирами Леонида Николаевича.
    Под вечер участники "крылатого" фестиваля отправились на экскурсию в Музей полёта, где пополнили базу знаний об истории воздухоплавания, а кое-кто даже полетал физически, правда, (пока что?) на тренажёре.
    Вернувшись вновь в конференц-зал после разминки, конвентщики послушали и посмотрели презентацию издательства "Шико" и его книжных новинок, которые в изобилии были представлены на фестивальной книжной выставке.
    Юрий Иванов вынужден был объяснить сложную ситуацию с задержкой выпуска «Антологии МиФа – 2014». До недавнего времени издательство находилось в Луганске – думаем, не стоит комментировать, что это значит в последние месяцы. Главный редактор подтвердил свои обязательства по выпуску тиража и рассылке авторам, однако просил дополнительного времени в связи с форс-мажором. Производственные мощности ещё остаются в этом городе, но Юрий Иванов переехал с семьёй в Севастополь и сейчас ведёт работу по трансформации издательства в сложившихся условиях.
    Помимо изданий «Шико» и фэнзина «Фанданго», на книжной выставке также были представлены и вызывали большой интерес журнал «Чудеса и приключения», альманах «Полнолуние» (Москва), документальные книги Юлии Андреевой (Санкт-Петербург), посвящённые современному фэндому, её же новый роман «Валюта смерти»; из крымских издательских новинок на стенде появились журнал «Чёрное море. ХХІ век» и сборник Льва Рябчикова «Новые марсиане».
    Третий день также обещал работу "на износ", тем более что уже постепенно накапливалась критическая доза кулуаров. Но настрой организаторов и гостей сохранял бодрость и решительность.
    Открыл субботу Игорь Ковлер презентацией московского журнала "Чудеса и приключения" и приложения к нему (весьма увесистого приложения, надобно отметить) – альманаха мистики и фантастики "Полнолуние".
    "Полнолуние" – редкое по своему формату издание: сборник романов и повестей. Известно, что рассказчикам опубликоваться не в пример легче – а повести до их пор остаются маловостребованными. Отрадно, что теперь существует эта вновь созданная возможность, и приверженцы фантастического жанра (как пишущие, так и читающие) наверняка оценят её по достоинству. Тем более что в составе выпусков будут представлены и современные авторы, и классики, а также публицистика: критические и обзорные статьи.
    Торжественным элементом презентации стало награждение Валерия Гаевского за победу в конкурсе мистических повестей, проводившегося зимой 2013–2014 годов. Выход призового произведения "Бабочки и нетопыри" ожидается во 2-м выпуске "Полнолуния.
    Следующим презентуемым журналом стало "Чёрное море. XXI век" под редакцией Олега Азарьева. За год своего развития издание набрало обороты. Что приятно, фантастика на его страницах гармонично уживается с современной прозой, а редколлегия не проводит демаркационную линию между жанрами.
    Андрей Дмитрук продолжил одну из «коронных» тем Крымкона – разбор утопической фантастики. К нему в этом блоке присоединились Валерий Гаевский и Ана Дао с докладом-дискуссией «Утопия братьев Стругацких».
    От сложных социальных тем программа переключилась на не менее сложные поэтические: Елена Коро обосновала существование фаэзии – фантастической поэзии, отличающейся особой надтекстовой метафорикой, игрой смыслов и сакральным преломлением внутреннего мира автора.
    Во второй половине дня стартовали мастер-классы конкурса "Фаншико". Разбор текстов проводили Юрий Иванов, Олег Азарьев и Валерий Гаевский. Судили, наверное, строже, чем в предыдущие годы, но и уровень работ оказался выше. Андрей Дмитрук в качестве конкурсанта вынес немало ценных резюме по представленным текстам. Участников, которые по тем или иным причинам не смогли приехать, жюри в день приятия решения оценит заочно. Правда, конкурсанты, физически имевшие возможность обсудить на мастер-классе возможные правки к текстам, получали преимущество, так как пользовались нечастым шансом поддержать своим словом произведения, которые, по сути своей, обязаны говорить с читателями сами за себя.
    Расслабиться после «защиты дипломов» участники конкурса смогли в ходе винного тура – познавательно-дегустационной поездки в Судак на винзавод. Но путешествие в стиле Бахуса не подкосило рабочий настрой, и в вечернем кинозале конвентщики с большим удовольствием просмотрели документальный фильм Андрея Дмитрука о творчестве и жизненном пути Александра Грина. Не ошибёмся, если рискнём утверждать, что подобной ленты, посвящённой крымскому мэтру, ещё не выходило на экраны: ёмкое литературоведческое исследование в сочетании с прекрасной психологичностью и умело созданной средствами режиссуры романтической атмосферой.
    Утро воскресенья началось также с места в карьер: продолжением мастер-класса. Далее эстафета перешла к естественнонаучникам. Виталий Новиков рассказал о современной теории гравитации как силы отталкивания, а не притягивания и, что особенно подкупило фантастов, предложил новую модель гравитационного двигателя, обрисовав его технико-эксплуатационные характеристики.  Ариолла Милодан, теорфизик, поэтесса и танцовщица в одном лице, провела вербальную экскурсию по микромиру, поведав о поведении элементарных частиц в лабораторных условиях, в дикой природе и при взаимодействии с сознанием человека.
    Добавим, что на протяжении конвента, наряду с книжной выставкой, действовали и выставки фантастического изобразительного искусства: иллюстраций к произведениям Андрея Дмитрука работы киевского художника Дениса Короля, а также символической графики Валерия Гаевского. Кроме того, состоялась демонстрация в блиц-режиме картин Виктора Фэя, выполненных уникальным способом фотографирования потоков подсвеченного особым образом расплавленного металла.
    Вот парадокс, рецепт от которого пока не опробован экспериментально... На протяжении предконвентной подготовки и конвентной гонки мысли оргкомитета сводятся к фразе: «Скорее бы это кошмар закончился!» А после закрытия и во время банкета – «Как жаль, что всё закончилось!»
    Закрытие Крымкона состоялось в феодосийском Доме культуры. Валерий Гаевский поблагодарил всех «сообщников» и провёл церемонию раздачи наград победителям «Фаншико», которые будут опубликованы в сборнике «Антология МиФа – 2015». Приводим список призёров:
     1. Андрей Дмитрук (Киев, Украина), рассказ "Последний из таргов" (номинация НФ)
     2. Искандер Загин (Севастополь, Россия), рассказ "История этого мира" (номинация НФ)
     3. Дмитрий Лазарев (Екатеринбург, Россия), рассказ "Ошибка номер пять" (номинация НФ)
     4. Александр Милютин (Севастополь, Россия), рассказ "Снился городу кошмар" (номинация НФ)
     5. Марина Новиковская (Михайловск, Россия), рассказ "Улитка времени" (номинация НФ)
     6. Ольга Полевина (Кировоград, Украина), рассказ "Элемент игрек" (номинация НФ)
     7. Олеся Русалева (Ковров, Россия), рассказ "А в какую сторону живёшь ты" (номинация НФ)
     8. Ксения Нели (Феодосия, Крым), рассказ "Свободу попугаям" (номинация "Другая фантастика")
     9. Наталья Адаменкова (Саров, Россия), рассказ "Ангелополис" (номинация "Другая фантастика")
     10. Дмитрий Дудко (Харьков, Украина), рассказ "Гетманский хутор" (номинация "Другая фантастика") (посмертно)
     11. Анастасия Литвин (Луганск), рассказ "Офрейский мёд" (номинация "Другая фантастика")
     12. Владимир Осадчий (Александрия, Украина), рассказ "Ваш пожиратель" (номинация "Другая фантастика")
     13. Владимир Докшин (Судак, Крым), "Последний хомо" (номинация "Фантастическая поэзия").
    Оргкомитет от души поздравляет победителей и будет рад увидеть их произведения в грядущей «Антологии»!
    Кроме того, на церемонии была вручена и награда, от организатора Крымкона не зависящая, по крайней мере, не зависящая в этом году. Решением жюри премии «Планета Крым» имени Леонида Панасенко за лучшее фантастическое произведение гуманистического плана – означенная премия (в виде диплома и морального уважения) оказалась присвоена Валерию Гаевскому за роман «Ангелы времени». Из состава данного жюри на Крымконе присутствовал только сам лауреат, поэтому миссия награждения пала на Андрея Дмитрука по праву литературной титулованности.
    По завершении официальной части присутствующих развлёк небольшой концерт, сложившийся из авторской фортепианной музыки Фёдора Бирючева, стихов конвентщиков-фантастов и финальной «вишенки на торте» – нового танца Ариоллы «Имагинация». Крымкон обогатился перерождённым живым символом – Феникс превратился в девушку-фламинго, мечту, парящую в бесконечных мирах воображения под изящную и страстную испанскую музыку.
    Бесконечно живая Феодосия в своих ночных и дневных вертикалях от моря до неба... Может быть, когда-нибудь фестиваль и поднимет якорь, чтобы отплыть в иные порты, но мы этого не знаем. Пока что – летнее солнцестояние прошло, но крымское лето ещё долго будет сочным и ярким.
    Желаем счастья всем нашим друзьям и просим прощения, если обидели кого-то. Пусть всем вам везёт целый год, и –
    да хранит вас Имагинация!
    P.S. 25 июня состоялся видеомост между Севастополем, куда приехали некоторые участники «Фанданго» после феодосийских трудов праведных, и Екатеринбургом, где в это день открывалась «Аэлита». Валерий Гаевский, Игорь Ковлер, Ритта Козунова и Ана Дао  с одной стороны и Борис Долинго, Геннадий Прашкевич и Игорь Минаков – с другой поприветствовали друг друга, протянув тоненькую, но ниточку между крымским и уральским конвентами. Обе стороны высказали активное желание превратить ниточку связи в настоящий культурный мост.
Оргкомитет

Объявление о фестивале фантастики "Феодосия - 2014"

Конкурс фантастических рассказов 2014 года и его результаты


Фотоотчет о Крымконе "Феодосия-2014"

Фото Андрея Дмитрука

Фото Геннадия Карпова

Фото Дмитрия Лазарева



Прошлые фестивали

1-й фестиваль фантастики в Партените в 2007

2-й фестиваль фантастики в Коктебле в 2008

3-й фестиваль фантастики в Коктебеле в 2009

4-й фестиваль фантастики в Судаке в 2010

5-й фестиваль фантастики в Судаке в 2011

6-й фестиваль фантастики в Феодосии в 2012

7-й фестиваль фантастики в Феодосии в 2013

8-й фестиваль фантастики в Феодосии в 2014



   © Copyright. All rights reserved. © Все права защищены.
   © Все права на произведения принадлежат их авторам.
Информация на сайте выложена только для ознакомления. Любое использование информации с коммерческими целями запрещено. При копировании ссылка на сайт www.fantclubcrimea.info обязательна.